Мы муниципальное унитарное предприятие. Обратились к учредителю об увеличении уставного капитала за счет имущества. Учредитель на балансовой комиссии принимает решение — увеличить уставной фонд нашего предприятия за счет имущества, находящегося у нас в хозяйственном ведении. Но ведь согласно статьи 14 161-ФЗ увеличение уставного фонда МУПа осуществляется за счет дополнительно переданного собственником имущества. А здесь имущество уже почти год находится в хозведение. Проект постановления об увеличении уставного фонда учредитель предложил нам подготовить самим. Как все таки правильно в данной ситуации оформить увеличение, какие документы подготовить, как в постановлении прописать такое увеличение?
ЗДравствуйте, подготалвливайте проект. В нем указывайте, что увеличивайте капитал за счет имущества, вот и все. Нарушений здесь нет.
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
Статья 14. Увеличение уставного фонда
1. Увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи государственному или муниципальному предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения.
2. Увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.
3. Решение об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год.
Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия.
4. Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия собственник его имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.
Документы для государственной регистрации внесенных в устав государственного или муниципального предприятия изменений в связи с увеличением его уставного фонда, а также документы, подтверждающие увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Непредставление указанных в настоящем пункте документов является основанием для отказа в государственной регистрации внесенных в устав государственного или муниципального предприятия изменений.
Согласно статье 14 нижеуказанного федерального закона увеличение уставного фонда унитарного предприятия возможно за счет только двух источников: во-первых, за счет дополнительно передаваемого собственником имущества и, во-вторых, за счет доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.
При этом данное имущество должно быть дополнительно переданным, что означает передачу собственником объема имущества сверх того имущества, которое уже было передано для формирования уставного фонда государственного (муниципального) предприятия и для закрепления за предприятием на праве хозяйственного ведения.
Следовательно, передача имущества, предназначенного для увеличения уставного фонда, должна осуществляться на основании отдельного акта приема-передачи имущества, в котором закреплен конкретный перечень имущества, принадлежащего собственнику и ранее не передававшегося данному государственному (муниципальному) предприятию, имеющего денежную оценку, и предназначенного для повышения размера уставного фонда, по сравнению с его размером, за
За счет имущества уже закрепленного на праве хозяйственного ведения по смыслу ст 14 данного федерального закона №161-ФЗ категорически запрещается увеличение уставного фонда МУП
Собственник имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение, не вправе свободно распоряжаться этим имуществом В силу того что ваш учредитель не может изъять это имущество а затем снова передать его вам для увеличения уставного фонда, проблему увеличения уставного фонда нужно решать предоставлением вашему МУП дополнительного имущества
Верховный Суд РФ разъяснил, что при разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными (п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", также абз. 3 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Статья 14. Увеличение уставного фонда
2. Увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.
Вопрос от читательницы Клерк.Ру Ирины Александровой (г. Павловск)
Муниципальное унитарное предприятие: здание числится на балансе в составе основных средств, на его стоимость увеличивается уставный капитал, какие сделать проводки?
Унитарные предприятия вместо уставного (складочного) капитала учитывают уставный фонд, сформированный в установленном порядке.
Уставным фондом унитарного предприятия (в т.ч. муниципального) определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд унитарного предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Увеличение уставного фонда унитарного предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения.
Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее — Закон N 161-ФЗ) сведения о размере его уставного фонда должен содержать устав государственного или муниципального предприятия.
Решение об увеличении уставного фонда унитарного предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год (п. 3 ст. 14 Закона N 161-ФЗ).
Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда унитарного предприятия собственник его имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия. Документы для государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений в связи с увеличением его уставного фонда, а также документы, подтверждающие увеличение его уставного фонда, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (п. 4 ст. 14 Закона N 161-ФЗ).
Какого-либо специального порядка отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с увеличением уставного фонда государственных и муниципальных унитарных предприятий, бухгалтерскими нормативными документами не предусмотрено. Поэтому, учитывая правовой статус имущества унитарного предприятия, этому предприятию рекомендуется самостоятельно разрабатывать порядок отражения операций, связанных с увеличением уставного фонда, в зависимости от условий его формирования.
В любом случае согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, увеличение уставного фонда унитарного предприятия за счет вклада учредителя отражается по кредиту счета 80 в корреспонденции с дебетом счета учета расчетов с органом управления, учредившего унитарное предприятие, для расчетов с которым Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрен субсчет 75-1 "Расчеты по выделенному имуществу", на сумму увеличения уставного фонда.
Что касается дальнейшей корреспонденции счетов по конкретной ситуации, то в вопросе не указано, на каких основаниях у унитарного предприятия на балансе оказалось здание – было ли оно приобретено за счет доходов предприятия от его деятельности или здание было передано учредителем сверх уставного фонда. Кроме того из содержания вопроса не представляется возможным определить производственную направленность здания – жилое или не жилое, помещения сдаются в аренду с разрешения собственника или используются как, например, заводские помещения в деятельности унитарного предприятия, порядок обложения деятельности предприятия НДС и т.д.
Учитывая множественность возможных вариантов, ответ будет основан на предположении, что в свое время унитарное предприятие за счет доходов от деятельности приобрело здание и использует его в деятельности, облагаемой НДС, как до принятия решения собственника об увеличении уставного фонда предприятия, так и после передачи здания в его уставный фонд. Амортизация начисляется линейным методом как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Обозначения субсчетов, используемые в таблицах проводок.
К балансовому счету 01 "Основные средства":
01.1 "Основные средства в эксплуатации";
01.2 "Выбытие основных средств".
К балансовому счету 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет 19.1 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам":
19.1.1 "НДС по приобретенным ОС, подлежащий вычету";
19.1.3 "Восстановленный НДС".
К балансовому счету 68 "Расчеты по налогам и сборам":
68.2 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость";
68.4 "Расчеты по налогу на прибыль организаций".
Учитывая условия примера, до принятия решения собственника об увеличении уставного фонда в бухгалтерском учете унитарного предприятия должны быть сделаны нижеследующие учетные записи.
Содержание операций
Дебет
Кредит
Первичный документ
Акт о приеме-передаче объекта основных средств, Инвентарная карточка учета объекта основных средств
Именно поэтому государственную регистрацию права хозяйственного ведения унитарного предприятия на объекты недвижимого имущества, приобретенные по договору или иным основаниям, рекомендовано осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты (п. 2 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утв. Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113).
В то же время Закон N 161-ФЗ предусматривает только два источника для увеличения уставного фонда: имущество, вносимое собственником, и чистую прибыль (п.2 ст.14).
В бухгалтерском учете унитарного предприятия, как у любой коммерческой организации, прибыль формируется полностью по окончании года. Поэтому прибыль текущего года для увеличения уставного фонда не может быть использована.
После принятия собственником решения об увеличении уставного фонда у права хозяйственного ведения на здание, находящееся на балансе унитарного предприятия изменится статус – с права, приобретенного в ходе хозяйственной деятельности, на право, внесенное в уставный фонд, т.е. в отношении описываемого здания одно право прекратится, а другое возникает.
Право хозяйственного ведения имуществом прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ).
Право хозяйственного ведения на имущество, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).
В рассматриваемой ситуации собственник распорядился принадлежащим ему имуществом (зданием) следующим образом – сначала "изъял" его у унитарного предприятия, а затем передал этому же унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения то же здание для увеличения уставного фонда.
Передача учредителю имущества по его распоряжению не признается объектом налогообложения по НДС на основании п.п. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ. В связи с этим часть суммы НДС, принятой к вычету после покупки здания, организация обязана восстановить. Восстановлению подлежит НДС, относящийся к остаточной стоимости переданного основного средства, которая определяется по данным бухгалтерского учета (п.п. 4 п. 2, ст. 170 НК РФ).
При прекращении права хозяйственного ведения объект основных средств списывается с баланса организации. Остаточная стоимость здания, передаваемого собственнику, в бухгалтерском учете унитарного предприятия признается в составе прочих расходов и отражается по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы", в корреспонденции с кредитом счета 01 (п. п. 29, 31 ПБУ 6/01, п. 11 ПБУ 10/99, см. также Письмо Минфина России от 21.08.2003 N 16-00-22/11). Также в составе прочих расходов учитывается восстановленная сумма НДС, которую организация не может принять к вычету в связи с передачей объекта ОС собственнику.
При безвозмездной передаче объекта ОС учредителю расходы, связанные с передачей, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Такими расходами в данном случае являются остаточная стоимость передаваемого здания, а также сумма восстановленного НДС, которую организация не может принять к вычету в связи с этой передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ, см. также Письмо Минфина России от 20.02.2007 N 03-03-06/4/16).
Расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода, но не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов, приводят к возникновению постоянной разницы (ПР) и соответствующего ей постоянного налогового обязательства (ПНО) (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).
Учитывая изложенное, в бухгалтерском учете унитарного предприятия рекомендуется отразить следующие записи.
Содержание операций
Дебет
Кредит
Первичный документ
Акт передачи здания собственнику
При поступлении объекта ОС в счет вклада в уставный фонд объект ОС принимается к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой признается его денежная оценка, установленная учредителем унитарного предприятия. При вводе объекта ОС в эксплуатацию его стоимость списывается со счета 08, субсчет 08.4, в дебет счета 01 "Основные средства" (п. п. 4, 5, 7, 9 ПБУ 6/01, п. 28 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, Инструкция по применению Плана счетов).
В бухгалтерском учете стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01, п. 49 Методических указаний) одним из способов, установленных п. 18 ПБУ 6/01).
Для целей налогового учета амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества в хозяйственное ведение, подлежит амортизации у этого предприятия в порядке, установленном гл. 25 НК РФ (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ).
Срок полезного использования объектов основных средств определяется организацией с учетом положений ст. 258 НК РФ и Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
Амортизация при линейном методе начисления рассчитывается в порядке, установленном п. 2 ст. 259.1 НК РФ.
Если унитарное предприятие получило от собственника объекты основных средств, бывшие в употреблении, то в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам оно вправе определять норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником (п. 7 ст. 258 НК РФ).
При этом данные объекты основных средств включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ). Аналогичный вывод следует из Письма Минфина России от 02.04.2007 N 03-03-06/4/34.
В то же время, по мнению Минфина России (Письмо от 10.10.2005 N 03-03-04/4/60), унитарное предприятие не может воспользоваться правом на амортизационную премию, предусмотренную п. 9 ст. 258 НК РФ.
В рассматриваемой ситуации, если исходить из предположения, что по данным налогового учета передающей стороны стоимость объектов ОС соответствует их стоимости, указанной собственником в передаточных документах, т.е. суммы начисленной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете совпадают, то у организации не будет возникать разниц, определяемых в порядке, установленном ПБУ 18/02.
Учитывая изложенное, при передаче здания в уставный фонд в бухгалтерском учете унитарного предприятия рекомендуется отразить следующие записи.
Содержание операций
Дебет
Кредит
Первичный документ
Акт передачи здания унитарному предприятию
Изменения в инвентарной карточке учета основных средств (ОС-6)
Для того, чтобы не перерегистрировать право хозяйственного ведения здания, рекомендуется Акт передачи здания собственнику и Акт передачи здания в уставный фонд унитарного предприятия датировать одним числом, но к этой дате уже должны быть зарегистрированы изменения в уставе унитарного предприятия.
Получить персональную консультацию по любому налогу в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться два-три наиболее интересных вопроса, ответы на которые вы сможете прочесть в консультациях Татьяны Потаповой.
И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант
Органы исполнительной власти в целях реализации своих полномочий могут учреждать унитарные предприятия. Вклад учредителя в унитарные предприятия может быть денежным и имущественным. Кроме первоначального вклада орган власти может выделять унитарному предприятию денежные средства, в том числе в виде субсидии, и имущество в процессе его работы. |
Учреждение унитарного предприятия
Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленным за ним собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции (ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"; далее — Закон № 161-ФЗ).
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции.
Существуют следующие виды унитарных предприятий:
— | основанные на праве хозяйственного ведения — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ (далее также — ГУП), муниципальное предприятие (далее — МУП); |
— | основанные на праве оперативного управления — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие. |
Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным учреждением, определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Таким образом, орган-учредитель должен произвести оценку передаваемого имущества перед учреждением ГУП или МУП.
Унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в ИФНС в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.
В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.