Содержание:
- Автострахование
- Жилищные споры
- Земельные споры
- Административное право
- Участие в долевом строительстве
- Семейные споры
- Гражданское право, ГК РФ
- Защита прав потребителей
- Трудовые споры, пенсии
- Главная
- Статья 124 Семейного кодекса РФ
Статья 124 СК РФ. Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)
1. Усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 настоящего Кодекса, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
3. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.
4. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.
Вернуться к оглавлению документа : Семейный кодекс РФ в действующей редакции
Комментарии к статье 124 СК РФ, судебная практика применения
Обязательные условия для усыновления
"Иностранные граждане и лица без гражданства вправе усыновить российских детей при обязательном соблюдении двух условий, установленных пунктом 4 статьи 124 СК РФ: во-первых, если невозможно передать усыновляемого ребенка на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам этого ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников; и, во-вторых, если истекли шесть месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
При нарушении любого из указанных правил усыновление невозможно".
(извлечение из "Обзора практики рассмотрения в 2012 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации"; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2013 года).
Разъяснения Пленума ВС РФ:
Наличие братьев и сестер у усыновляемого
Если у ребенка, которого желает усыновить заявитель, имеются братья и сестры, также оставшиеся без попечения родителей, и в отношении их заявителем не ставится вопрос об усыновлении либо этих детей хотят усыновить другие лица, усыновление в соответствии с пунктом 3 статьи 124 СК РФ допустимо лишь в случае, когда это отвечает интересам ребенка (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных детских учреждениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья). Поскольку законом (пунктом 3 статьи 124 СК РФ) не установлено, что указанное правило распространяется только на полнородных братьев и сестер, его следует применять и к случаям усыновления разными лицами неполнородных братьев и сестер.
В целях соблюдения правила, установленного пунктом 3 статьи 124 СК РФ, при рассмотрении дела об усыновлении суду следует выяснять, имеются ли у усыновляемого ребенка братья или сестры, а также подлежат ли они усыновлению на момент рассмотрения данного дела в суде…
Соблюдение интересов детей при усыновлении
..В силу пункта 2 статьи 124 СК РФ усыновление допускается только в интересах детей с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 СК РФ, т.е. с учетом этнического происхождения ребенка, принадлежности его к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
Под интересами детей при усыновлении следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития.
Учет личных качеств усыновителя
При решении вопроса о допустимости усыновления в каждом конкретном случае следует проверять и учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя (усыновителей) (обстоятельства, характеризующие поведение заявителя (заявителей) на работе, в быту, наличие судимости за преступления против личности, за корыстные и другие умышленные преступления и т.п.), состояние его здоровья, а также проживающих вместе с ним членов семьи, сложившиеся в семье взаимоотношения, отношения, возникшие между этими лицами и ребенком. Данные обстоятельства в равной мере должны учитываться при усыновлении ребенка как посторонними лицами, отчимом, мачехой, так и его родственниками.
При этом следует учитывать, что закон не предусматривает каких-либо ограничений для усыновления детей в зависимости от состояния их здоровья…
Читайте подробнее Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей".
Обзор Верховного Суда РФ об усыновлении детей:
Условия для усыновения иностранными гражданами
При рассмотрении каждого дела суды проверяли соблюдение условий, необходимых для усыновления российских детей иностранными гражданами, установленных пунктом 4 статьи 124 СК РФ, а именно:
1) отсутствие возможности передать усыновляемого ребенка на воспитание в семьи граждан РФ. либо на усыновление родственникам этого ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников;
2) истечение двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Подробнее см. разъяснения в обзоре практики ВС РФ 2015, 2016 года:
Усыновление ребенка отдельно от братьев и сестер
..Обобщение судебной практики показало, что решение об усыновлении ребенка отдельно от братьев и сестер носило исключительный характер и принималось судами только в том случае, если это отвечало интересам детей, при этом судами учитывались конкретные обстоятельства каждого дела.
Подробнее см. разъяснения в обзоре практики ВС РФ 2015, 2016 года:
1. Усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 настоящего Кодекса, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
3. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.
4. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.
Комментарий к Ст. 124 СК РФ
1. Комментируемая статья посвящена не только определению круга лиц, в отношении которых может быть произведено усыновление. Прежде всего речь идет в ней о самом понятии усыновления. Устанавливается, что термин «усыновление» применяется как к случаям собственно усыновления, так и к случаям удочерения.
Усыновление возможно исключительно по отношению к несовершеннолетним детям. Сложились два вида усыновления. Первый — усыновление детей отчимами или мачехами, т.е. супругами родителя ребенка. В этом случае фактически происходит узаконение отношений по воспитанию чужого ребенка. Ребенок при этом не относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей.
Второй вид — это усыновление иными гражданами. В этом случае основанием для усыновления является отсутствие родительского попечения в отношении ребенка.
В системе правовых форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление занимает приоритетное место. Усыновление — это форма индивидуального устройства детей на постоянной основе, при которой права и обязанности усыновленных и усыновителей приравниваются к правам и обязанностям детей и родителей (п. 1 ст. 137 СК). Таким образом, усыновление имеет сходство с родством первой степени, поскольку устройство ребенка в семью усыновителя носит бессрочный характер. Исключение составляют случаи отмены усыновления, которая производится, как и лишение родительских прав, только в судебном порядке (ст. 140 СК).
Сходство усыновления и кровного родства проявляется и в положениях о тайне усыновления (ст. 139 СК). В отличие от некоторых других правовых систем отечественное право рассматривает усыновление как таинство. Как правило, усыновляемые дети не знают об отсутствии кровного родства с усыновителем, что сближает родство по происхождению и усыновление.
Весьма серьезные последствия усыновления обусловили то обстоятельство, что усыновление производится в судебном порядке.
Однако нельзя не признать, что в действительности усыновление распространено реже, чем иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Это связано с рядом обстоятельств, в том числе и с тем, что усыновление по сравнению с иными формами носит постоянный характер и влечет наиболее существенные правовые последствия — возникновение у усыновленных права на наследование за усыновителями (ст. 1147 ГК), права пользования жилым помещением собственника-усыновителя (ст. 137 СК, ст. 31 ЖК) и др.
2. Приоритет рассматриваемой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, означает, что при избрании для ребенка формы наиболее подходящей из них является усыновление.
Тем не менее во многих случаях допускается устройство детей в семью в иной форме (под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью). В качестве исключения, при отсутствии возможности передать ребенка в семью, допускается его передача в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (ст. 155.1 СК).
Выбор формы устройства зависит от нескольких обстоятельств. В соответствии со ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. государство, обеспечивая замену ребенку его семейного окружения, должно учитывать «желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык». Такое правило устанавливает и п. 1 ст. 123 СК РФ.
Кроме того, усыновление допускается при условии, что ребенку будет обеспечена возможность полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития. На обеспечение такой возможности нацелены все положения гл. 19 СК РФ.
Необходимо иметь в виду, что, располагая предоставленной ему ст. ст. 122 и 123 СК РФ возможностью, орган опеки и попечительства может самостоятельно избрать для ребенка форму устройства, передав его под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности — в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Следует помнить, что такие формы устройства являются временными и в любое время могут быть заменены усыновлением, однако лишь при условии, что это не будет противоречить интересам ребенка. Практике известны случаи, когда опека, осуществляемая родственниками малолетних, прекращалась в связи с передачей детей на усыновление посторонним лицам с последующей переменой места жительства детей. При этом нарушались не только требования ст. 131 СК РФ о получении предварительного согласия опекуна на усыновление подопечного, но и интересы ребенка, который в соответствии со ст. 55 СК РФ имеет право на общение с родственниками. Не учитываются в таких случаях и положения ст. 5 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.
Пункт 3 комментируемой статьи определяет еще один интерес ребенка, подлежащий учету при усыновлении, — возможность родственного общения с братьями и сестрами. В качестве общего правила устанавливается запрет на усыновление братьев и сестер разными лицами. Тем не менее суд может отойти от этого правила, если такое усыновление отвечает интересам детей. В п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» приводятся примеры ситуаций, в которых допускается раздельное устройство братьев и сестер, — это случаи, когда дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных детских учреждениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья.
Усыновление детей осуществляется безотносительно к состоянию их здоровья. Существует миф о том, что тяжело больные дети не передаются на усыновление или передаются только в семьи иностранных граждан. Это неверно.
3. Комментируемая статья закладывает основы для усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ. Такое усыновление производится с некоторыми законодательно установленными отступлениями от принципа национального режима, наличие которых вызвано двумя обстоятельствами.
Во-первых, при усыновлении граждан РФ иностранцами, лицами без гражданства, а также гражданами России, проживающими за рубежом, затрагивается прежде всего частный интерес — интерес усыновляемого ребенка. В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Таким образом, ребенок имеет право по возможности воспитываться в стране своего происхождения. Этот же интерес охраняется и ст. 8 Конвенции, гарантирующей ребенку право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
Во-вторых, во всех случаях усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, последствием усыновления может стать переезд ребенка на постоянное место жительства в другое государство, а также, возможно, смена гражданства. Известно, что внутреннее законодательство большинства государств предусматривает упрощенный порядок предоставления гражданства детям, усыновленным подданными этой державы. Таким образом, в вопросе об усыновлении российских детей иностранными гражданами затрагивается публичный интерес Российской Федерации — в том смысле, что дальнейшая судьба ребенка после его усыновления находится вне юрисдикции России.
4. Указанные в п. 3 настоящего комментария обстоятельства предопределяют специальные требования, предъявляемые к так называемому иностранному усыновлению.
Для усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства п. 4 комментируемой статьи установлено два предварительных условия. Первое — невозможность передачи усыновляемого ребенка на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам этого ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Второе — истечение шести месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 1 Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей).
В этих целях ст. 11 Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, устанавливает правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации о детях при наличии в соответствующей анкете ребенка информации о мерах, принятых органами опеки и попечительства, региональным оператором и федеральным оператором, по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ. На основании ст. 6 указанного Закона информация о принятых мерах по устройству ребенка включается в документированном виде в анкету ребенка, оригинал которой хранится у регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а копия — у федерального оператора. В соответствии с Правилами ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217, указанная информация вносится в анкету ребенка и направляется соответственно в региональный и федеральный банки данных о детях в трехдневный срок со дня ознакомления гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, со сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, а также принятия иных мер по его устройству в пределах России.
При вынесении судебного решения об усыновлении суд обязан проверить соблюдение названных процедур и установить, предпринимались ли попытки устройства ребенка в семьи граждан РФ или в семьи родственников ребенка, проживающих за рубежом, а также истек ли шестимесячный срок со дня постановки ребенка на учет в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 272 ГПК).
5. Если ребенка желают усыновить граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ, то усыновление также невозможно до истечения шестимесячного срока со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Новая редакция Ст. 124 СК РФ
1. Усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 настоящего Кодекса, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
3. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.
4. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса.
Комментарий к Статье 124 СК РФ
1. Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Основная цель усыновления заключается в том, чтобы восстановить нормальную семейную жизнь у тех детей, которые не имеют родителей вообще либо их родители не в состоянии воспитывать их должным образом по тем или иным причинам. Таким образом, цель усыновления — обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
Усыновление происходит также и в интересах усыновителей (хотя прямо об этом в законе не говорится), так как оно предоставляет, в частности, возможность лицам, не имеющим детей, удовлетворить чувство родительской любви, потребность в отцовстве и материнстве.
При усыновлении усыновитель принимает на себя по отношению к ребенку, который не является его сыном или дочерью, все те обязанности, которые законом возложены на его родителей, и приобретает все права, которыми пользуется родитель.
Усыновление следует рассматривать как правоустанавливающий юридический факт, поскольку в результате усыновления возникает новая правовая связь между усыновителем и усыновленным. Вместе с тем поскольку в результате усыновления одновременно прекращается правовая связь усыновленного с его кровными родителями и его другими родственниками, то такой факт можно одновременно считать и правопрекращающим. Однако согласно ст. 138 СК (см. комментарий к ней) ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении. Кроме того, следует учитывать, что если ребенок усыновляется одним лицом, то возможно сохранение правовой связи между ним и родителем противоположного пола.
Семейного кодекса РФ устанавливает границы, в пределах которых осуществляется усыновление, а также условия усыновления.
По вопросу, касающемуся применения судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей". В указанном Постановлении отмечено, что Семейный кодекс Российской Федерации в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка к основным началам (принципам) семейного законодательства относит принцип приоритета семейного воспитания ребенка (пункт 3 статьи 1) и закрепляет право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (пункт 2 статьи 54). Правовой институт усыновления является одной из основных гарантий соблюдения этого важнейшего права ребенка в случае утраты им родительского попечения.
2. Норма закона о том, что усыновление допускается только в отношении несовершеннолетнего ребенка, носит императивный характер и не может меняться даже в тех случаях, когда юридическое усыновление не было своевременно оформлено, а ребенок, ставший совершеннолетним, рассматривает своих фактических воспитателей в качестве родителей.
Интересно отметить, что ст. 162 семейного права Латвии, предусматривает, что совершеннолетнее лицо может быть усыновлено, но при условии, если между усыновителем и усыновляемым до достижения им совершеннолетия уже сложились фактические отношения детей и родителей. В таких случаях усыновление может быть утверждено в течение 2-х лет после достижения совершеннолетия, причем усыновитель должен быть по крайней мере в возрасте 25 лет и по меньшей мере на 18 лет старше усыновляемого. В соответствии со ст. 208 СК Украины в исключительных случаях суд может принять решение об усыновлении совершеннолетнего лица, не имеющего матери, отца или лишенного их попечения. В этом случае суд принимает во внимание семейное положение усыновителя, в частности, отсутствие у него своих детей и другие обстоятельства, имеющие существенное значение.
Закон не рассматривает понятие "интересы ребенка". Как известно, на практике это понятие сводится лишь к материальной стороне дела. Однако поскольку как для самого усыновления, так и для его отмены предусмотрен судебный порядок, то, очевидно, предполагается, что в каждом конкретном случае суд будет исходить из обстоятельств дела.
К интересам ребенка, которые обязательно должны быть соблюдены при усыновлении, могут быть отнесены самые разнообразные обстоятельства, влияющие на соблюдение его законных прав и интересов. В частности, при подаче заявления об усыновлении ребенка одинокой женщиной (одиноким мужчиной) целесообразно установить, соответствует ли интересам ребенка передача его в неполную семью, сможет ли заявительница (заявитель) по своему возрасту, состоянию здоровья, материальному положению осуществлять должное содержание и воспитание ребенка до достижения им совершеннолетия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275 утверждены Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации. Согласно п. 6 Правил граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями.
3. Закон допускает усыновление братьев и сестер разными лицами, только если такое усыновление отвечает интересам детей. Примером такого усыновления могут служить случаи, когда один ребенок при разводе остался с отцом, а другой — с матерью. При повторном браке бывших супругов каждый ребенок может быть усыновлен разными людьми, если суд решит, что такое усыновление в их интересах. По этому поводу Верховный Суд РФ разъяснил: "Если у ребенка, которого желает усыновить заявитель, имеются братья и сестры, также оставшиеся без попечения родителей, и в отношении их заявителем не ставится вопрос об усыновлении либо этих детей хотят усыновить другие лица, усыновление. допустимо лишь в случае, когда это отвечает интересам ребенка (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных детских учреждениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья)" (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей").
4. В качестве усыновителей могут выступать и иностранные граждане. В п. 4 комментируемой статьи содержится императивное правило о том, что российские граждане, проживающие на территории Российской Федерации, имеют приоритет перед иностранными гражданами, лицами без гражданства и российскими гражданами, проживающими за рубежом, при усыновлении российских детей. Этот приоритет заключается в том, что усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" было отмечено, что если лицами, желающими усыновить ребенка — гражданина Российской Федерации, являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, то дела об усыновлении ими ребенка подсудны соответственно верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (часть 2 статьи 269 ГПК РФ). В указанные суды также подают заявления иностранные граждане или лица без гражданства, в том числе и в случаях, когда они постоянно проживают на территории Российской Федерации, поскольку частью 2 статьи 269 ГПК РФ для названных лиц не предусмотрена возможность изменения родовой подсудности дел об усыновлении в зависимости от их места жительства. Если данные лица состоят в браке с гражданами Российской Федерации, с которыми постоянно проживают на территории Российской Федерации, и желают усыновить (удочерить) пасынка (падчерицу), являющегося гражданином Российской Федерации, либо желают совместно с мужем (женой) усыновить иного ребенка — гражданина Российской Федерации, то, учитывая, что ГПК РФ не устанавливает специальной подсудности таких дел, она определяется исходя из общих правил. Поскольку одним из усыновителей является иностранный гражданин либо лицо без гражданства, эти дела также подсудны соответственно верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа по месту жительства ребенка (часть 2 статьи 269 ГПК РФ).
Следует иметь в виду, что Конвенция о правах ребенка (ст. 21, п. "b") подразумевает усыновление именно в другую страну, а не усыновление иностранными гражданами. Поэтому при их постоянном проживании на территории России они не должны подвергаться дискриминации. Следовательно, в таком случае российские граждане не пользуются преимущественным правом на усыновление ребенка. Однако в комментируемой статье говорится именно об усыновлении российских детей указанными категориями граждан с последующим переездом ребенка за пределы России.
При усыновлении ребенка супругами, имеющими различное гражданство, должны быть соблюдены требования законодательства обоих государств, при условии, что Российская Федерация связана с ними соответствующими международными договорами. В случае отсутствия международно-правовых отношений в этой сфере между государствами усыновление не может быть осуществлено, так как отсутствуют гарантии соблюдения прав и законных интересов усыновляемого ребенка. Так, в настоящее время приостановлено усыновление российских детей гражданами США.
Следует отметить, что в последние годы неоднократно поднимается вопрос о запрете или временном ограничении передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление иностранным гражданам и лицам без гражданства. Вызвано это было целым рядом трагических инцидентов с усыновленными российскими детьми за рубежом.
В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН о правах ребенка усыновление в другой стране рассматривается в качестве альтернативного способа ухода за ребенком. Усыновление в другой стране возможно при соблюдении следующих условий: если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.
Другой комментарий к Ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации
1. Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах.
2. Если у ребенка, которого желает усыновить заявитель, имеются братья и сестры, также оставшиеся без попечения родителей, и в отношении них заявителем не ставится вопрос об усыновлении, либо этих детей хотят усыновить другие лица, усыновление в соответствии с п.2 ст.124 СК РФ допустимо лишь в случае, если это отвечает интересам ребенка (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья).
3. Усыновление детей — граждан РФ иностранными гражданами, лицами без гражданства либо гражданами РФ, проживающими постоянно за границей, возможно при условии, что ребенок, об усыновлении которого просит заявитель, состоит на централизованном учете и истек 3-месячный срок со дня постановки на такой учет (ч.2 п.3 ст.124, п.3 ст.122 СК РФ, Порядок организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 919).
4. Под интересами ребенка, которые в силу п.1 ст.124 СК РФ обязательно должны быть соблюдены при усыновлении, следует понимать обеспечение условий, необходимых для его полноценного физического, психического и духовного развития.
При решении вопроса о допустимости усыновления в каждом конкретном случае следует проверять и учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя (обстоятельства, характеризующие поведение заявителя на работе, в быту, наличие судимости за преступления против личности, за корыстные и другие умышленные преступления и т.п.), состояние его здоровья, а также проживающих вместе с ним членов семьи, сложившиеся в семье взаимоотношения, отношения, возникшие между этими лицами и ребенком, а также материальные и жилищные условия жизни будущих усыновителей. Эти обстоятельства в равной мере должны учитываться при усыновлении ребенка как посторонними лицами, отчимом, мачехой, так и его родственниками.