Услуги имущественного характера это

Статьи УК РФ за взятку, постановление Пленума ВС по взяткам

Уголовная ответственность за дачу взятки установлена ст. 291 УК РФ, за получение — ст. 290 УК РФ. Подробнее об этом рассказывается в материале «Взятка должностному лицу — какая статья по УК РФ?».

Разрешает отдельные проблемы практики судов по вопросам взяточничества постановление Пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» от 09.07.2013 № 24 (далее — постановление Пленума по взяткам). Процесса доказывания совершения коррупционных преступлений, включая взяточничество, оно непосредственно не касается.

Вопрос о предмете взятки раскрывается в п. 9 указанного постановления, где подробно описывается, какие блага могут признаваться предметом взятки, что включается в понятие «услуги имущественного характера» и понятие «имущественные права» — с приведением соответствующих примеров. Дополнительно указывается на необходимость для правоприменителей давать указанным благам денежную оценку на основании заключения экспертизы и других доказательств.

Как доказать дачу и получение взятки?

Итак, как доказать дачу взятки и, соответственно, как доказать получение взятки?

В данном случае должны быть установлены следующие факты:

  • подозреваемый (обвиняемый) является должностным лицом;
  • подозреваемый (обвиняемый) получил предмет взятки;
  • подозреваемый (обвиняемый) выполнил или намеревался выполнить для взяткодателя определенные действия с использованием служебного положения за вознаграждение.

Факт наличия у подозреваемого (обвиняемого) статуса должностного лица устанавливается путем направления запроса по месту работы. В ответ представителю правоохранительных органов должна быть предоставлена вся информация о полномочиях подозреваемого (обвиняемого) — полная, необходимая и актуальная.

Получение взятки помогают доказать материалы, добытые в результате оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых могут проводиться следующие действия:

  • осуществление наблюдения;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • пометка и фиксация номеров купюр, передаваемых как предмет взятки;
  • участие сотрудника правоохранительных органов под видом посредника в даче взятке;
  • аудио- и/или видеофиксация момента передачи взятки;
  • задержание с поличным и др.

В результате следствие может располагать следующими доказательствами совершения преступления:

  • видеозаписи наблюдения;
  • аудиозаписи телефонных переговоров;
  • прочие аудио- и видеозаписи;
  • фотографии;
  • помеченные денежные купюры, используемые в качестве предмета взятки и др.

Разумеется, весь процесс доказывания должен соответствовать действующему законодательству как по существу, так и по форме.

Что считается взяткой?

Так что же считается взяткой?

Взяткой по УК РФ могут быть всевозможные имущественные блага (деньги, ценные бумаги и иное имущество), услуги имущественного характера и имущественные права.

Под деньгами здесь имеются в виду денежные знаки как в российской, так и в иностранной валюте, имеющие официальное хождение. Вышедшие из обращения монеты и купюры не признаются деньгами и расцениваются УК как взятка в виде иного имущества.

Ценная бумага обозначается как документ, соответствующий законодательным нормам и подтверждающий права, реализация или уступка которых невозможна без его предоставления (ст. 142 ГК РФ). К таковым относятся платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и др.

Иное имущество включает в себя любые имущественные блага, обладающие стоимостью, к примеру: валютные ценности в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, драгметаллы, промышленные и продовольственные товары, недвижимость и др. С другой стороны, в частности, ни информация, ни объекты интеллектуальной собственности, исключительных прав, т. н. средства индивидуализации, к иному имуществу не относятся (ст. 128, 1225–1227 ГК РФ).

Услуги имущественного характера и имущественные права как предмет взятки

К услугам имущественного характера относятся всевозможные услуги (выгоды), предоставляемые должностному лицу бесплатно и (или) очевидно по сниженной цене (п. 9 постановления Пленума по взяткам). Это могут быть, в частности:

  • оплата отдыха, проезда;
  • оплата развлечений;
  • осуществление строительства, ремонта и других работ в отношении имущества должностного лица;
  • прощение задолженности;
  • намеренный «проигрыш» в азартные игры;
  • оплата задолженности взяткополучателя;
  • номинальное назначение на должность;
  • отзыв искового заявления в суде;
  • уменьшение стоимости предоставляемого по сделке имущества;
  • передача в безвозмездное (или по сниженной цене) пользование имущества;
  • получение кредита на льготных условиях;
  • выплата гонораров в завышенном размере и др.

Имущественные права — это юридические и фактические возможности по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также материальные требования по поводу его распределения и обмена. Они охватывают собой как право на имущество, в т. ч. право требования кредитора, так и прочие права, обладающие денежной оценкой, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ).

Услуги нематериального характера (например, «дружеское расположение» начальника, лестная характеристика или отзыв в печати и т. д.) предметом взятки не являются, следовательно, их оказание, пусть даже за вознаграждение, не подпадает ни под одну из уголовных статей об ответственности за взятку.

Таким образом, нормативными актами и правоприменительной практикой достаточно подробно определено, что может служить предметом взятки и какими способами осуществляется доказывание соответствующего преступления. В последнем случае указанные в статье способы далеко не исчерпывающие, могут использоваться и другие.

защита прав в суде без адвоката

Взятка, в общих словах, -это получение должностным лицом от других лиц заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой им должностью. Квалификация действий должностных лиц как получение взятки, на практике вызывает немало трудностей и много споров у правоведов.

Учитывая, что нередко изучение практики судов завершается принятием соответствующего постановления пленума, содержащего правила уголовно-правовой оценки преступных деяний, а такого рода документы высшего судебного органа рассматриваются судебной и следственной практикой как источники уголовного права, актуальным представляется обсуждение некоторых правил квалификации взяточничества, в том числе связанных с пониманием содержания последней редакции соответствующих норм уголовного закона.

Получение взятки за общее покровительство или попустительство по службе.

В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» указано, что субъектом преступления получение взятки следует признавать то должностное лицо, которое хотя и не обладает необходимыми полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но получает взятку за общее покровительство или попустительство по службе.

Прежде всего, неточность этого разъяснения в том, что чиновника, получившего взятку за общее покровительство или попустительство по службе, нельзя определять как должностное лицо, которое не обладало необходимыми полномочиями для совершения действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Взяткополучатель вполне может и чаще всего обладает такими полномочиями, а не только возможностью совершить действия ( бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц благодаря своему служебному положению или авторитету власти.

Но главный же недочет состоит, в том, что не объяснено главное: чем конкретные действия (бездействие), за которые получена взятка, отличаются от общего покровительства и попустительства. Приводимые в п. 4 указанного Постановления в качестве иллюстрации незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности и т.д. — это совершенно конкретные незаконные действия, а не общее покровительство и попустительство. Кроме того, попустительствовать, покровительствовать можно не только подчиненным, но и подконтрольным лицам, на что указывалось в п. 5 Постановления.

С учетом сказанного видимо вернее буде, указать в постановлении, что как получение взятки за общее покровительство или попустительство по службе по отношению к подчиненным, а также к лицам, на которых распространяются надзорные или контрольные функции взяткополучателя, квалифицируется получение незаконного вознаграждения за такие действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, необходимость совершения которых в будущем взяткополучателем и взяткодателем лишь предполагается. Совершение указанных действий может до передачи взятки как оговариваться, так и подразумеваться.

Читайте также:  Звонят в домофон и просят открыть

Получение взятки за незаконные действия (бездействие)

Согласно измененной в 2012 г. и в целом заслуживающей поддержки редакции п. 10 Постановления под незаконными действиями (бездействием) должностного лица, применительно к диспозиции части 3 статьи 290 УК РФ, следует понимать совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также действия (бездействие), содержащие признаки преступления либо иного правонарушения.

Действующая редакция разъяснений — «совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия» — представляется не совсем полной, поскольку не охватывает случаи совершения незаконных действий, объективная сторона которых состоит в превышении полномочий в его понимании Пленумом, тогда как предлагаемая ниже редакция разъяснений относит к незаконным действиям все виды должностных нарушений, как они понимаются в действующей судебной практике.

Кроме того, стоило бы разъяснить, что получение взятки за способствование совершению незаконных действий (бездействия) другим должностным лицом следует квалифицировать не по ч. 1 ст. 290 УК (где используется термин «способствование»), а по ч. 3 этой статьи, поскольку взятка получена за незаконные действия (бездействие) по службе, совершенные пусть и не взяткодателем, а иным должностным лицом, на которого взяткополучатель оказал с использованием своего служебного положения соответствующее воздействие.

Наконец, правильным было бы указать, что получение взятки за незаконные действия (ч. 3 ст. 290 УК) не является квалифицирующим признаком деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК. Напротив, получение взятки за попустительство и покровительство по службе, если такое покровительство или попустительство состоит в ожидаемом неправомерном предоставлении когда-либо преимуществ, непринятии должных мер ответственности за допущенные нарушения и т.п., является частным случаем получения взятки за незаконные действия. А потому, если незаконные действия (бездействие), за совершение которых получена взятка, заключаются в общем покровительстве или попустительстве по службе, содеянное в силу ч. 3 ст. 17 УК, следует квалифицировать по ч. 1 ст. 290 УК.

Взятка в виде услуг имущественного характера.

Предметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом и имущественными правами теперь названы услуги имущественного характера. Если трактовать такие услуги узко, в сугубо цивилистическом смысле категории «услуги» (как это уже сделали некоторые юристы), то неизбежно заслужим упрек в существенном ослаблении борьбы с коррупцией — к оказанию услуг в гражданско-правовом смысле не относится, по мнению большинства цивилистов, например, выполнение работ, в том числе по договору подряда. Значит, взяткой нельзя будет признать бесплатное или только частично оплаченное строительство дачи, ремонт дома, что пока рассматривается в качестве предмета взятки в действующем Постановлении Пленума о взяточничестве, учитывающем уже не действующую редакцию ст. 290 УК . Не удастся при строгом толковании термина «услуги» отнести к ним прощение долга, которое не получается признать и предоставлением имущественных прав.

Таких упреков хотелось бы избежать, особенно с учетом предстоящего анализа разрабатываемого документа исходя из положений ратифицированных Россией международных соглашений, требующих признания преступлением предоставления всякого «неправомерного преимущества». А потому услуги имущественного характера следует трактовать весьма широко — как любые имущественные выгоды. Обоснованием такого подхода служит то соображение, что, поскольку гражданское законодательство не знает термина «услуги имущественного характера», правоприменитель вправе трактовать этот термин шире — как имеющий самостоятельное содержание, которое пленум и установит.

В предлагаемой ниже редакции разъяснений — при понимании спорности подобного подхода — предпринята попытка отнести к этому виду предметов взятки услуги, стоимость которых можно установить с учетом цен, сформированных на рынке незаконных услуг, например, оказание услуг сексуального характера лицом, занимающимся проституцией, оказание услуг по написанию диссертаций, дипломных работ. Ряд правоведом предлагают признавать незаконные услуги, в частности сексуальные, предметом взятки, только когда их оплатил взяткодатель. Однако известны случаи, когда за подобное вознаграждение сотрудники милиции освобождали задержанных бандитов, а оказывали милиционерам эти услуги «подшефные» бандитам проститутки, которым бандиты, разумеется, не платили.

Итак, под незаконным оказанием услуг имущественного характера предлагается понимать предоставление лицу любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств либо предоставление безэквивалентного имущественного возмещения благ, стоимость которых можно установить в том числе с учетом цен, сформированных на рынке незаконных услуг (например, прощение лицу долга или исполнение его обязательств перед другими лицами, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за его пользование, бесплатные либо по заниженной стоимости ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в том числе автотранспорта, для его временного использования, туристических путевок, оказание услуг сексуального характера лицом, занимающимся проституцией, оказание услуг по написанию диссертации и т.п.).

Стоит несколько изменить разъяснения и в той части, где услуги, ранее — выгоды, имущественного характера определялись как "выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате

Во-первых, нужно исходить из того, что услуги могут быть и частично безвозмездными, а во-вторых, не надо использовать в дефиниции такой элемент — «подлежащие оплате», который подталкивает к пониманию услуг как исключительно законных, так как слово «подлежащие», по сути, говорит о нормативном закреплении необходимости оплачивать такие услуги. Тогда как услуги сексуального характера, услуги по написанию вместо чиновника диссертации и т.п., конечно, в указанном смысле «подлежать» оплате не могут.

С учетом специфики этих услуг для определения размера взятки вместо термина «рыночная стоимость» предлагается использовать термин «эквивалентное возмещение», в судебной практике по уголовным делам он встречается, правда, в несколько ином аспекте. Такое понимание без изменения законодательства приближает нас хоть в чем-то к упомянутым положениям Конвенций. На основании изложенного, если взятка получена в виде услуг имущественного характера, ее размер должен определяться исходя из суммы тех затрат, которые лицо не понесло, но должно было бы понести при надлежащем исполнении имевшихся у него имущественных обязательств либо при эквивалентном возмещении им оказанной ему услуги имущественного характера.

Говоря о проблеме исчисления стоимости предмета взятки, стоит попутно упомянуть дискуссию о разграничении взятки и обычного подарка. Думается, что в постановлении пленума надо закрепить позицию, неоднократно приводимую президиумом и судебной коллегией Верховного Суда по конкретным делам. А позиция эта состоит в том, что гражданское законодательство (п. 1 ст. 575 ГК) допускает дарение обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, определенным категориям лиц, некоторые из них могут быть отнесены к должностным; однако судам следует исходить из того, что независимо от размера незаконное вознаграждение должностного лица за совершение им действий (бездействия) по службе должно расцениваться как взятка в тех случаях, когда вознаграждение имело характер подкупа, обусловливая соответствующее, в том числе и правомерное, поведение должностного лица, либо передавалось за незаконные действия (бездействие) или под воздействием вымогательства.

Как определять момент окончания получения взятки в виде услуг имущественного характера?

С одной стороны, выгода в обсуждаемом случае приобретается, когда должностное лицо не платит, хотя должно было к этому сроку заплатить. Хотя при обычных условиях лицо, получившее аналогичную услугу, может за нее заплатить и потом, уже после ее получения. Особенно это касается платы за пользование кредитом. То есть момент обретения выгоды не обязательно совпадает с моментом получения услуги.

Но ведь и в случае с имуществом мы применяем фикцию, признавая, будто бы взятка получена уже с момента принятия ее части, тогда как вся взятка лицом может быть никогда не принята. Поэтому и предлагается использовать в разъяснениях аналогичный подход.

С учетом этого, если получение либо дача взятки состоят в незаконном оказании услуг имущественного характера, преступление следует считать оконченным с начала выполнения действий, непосредственно направленных на приобретение должностным лицом имущественных выгод.

Должно ли незаконное вознаграждение обусловливать действия (бездействие) по службе?

Содержащиеся в абз. 2 п. 9 Постановления Пленума . разъяснения о времени передачи взятки: до или после совершения действий (бездействия) по службе — не отвечают на важный вопрос о том, нужно ли для привлечения к ответственности, чтобы взятка обусловливала действия (бездействие) по службе.

Читайте также:  Разрешение на строительство пруда

Из формулировок закона также не следует, что такая обусловленность необходима: взятка передается за действия, т.е. должна быть установлена лишь связь незаконного вознаграждения и соответствующих действий (бездействия), а не зависимость этих действий от полученного чиновником или обещанного ему незаконного вознаграждения.

Случаи взятки-благодарности в практике встречаются редко , в том числе, думается, из-за колебаний Пленума. Предлагается поэтому вернуться к позиции, изложенной в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 23 сентября 1977 г. N 16 где ответственность за взятку наступает независимо от времени получения взятки — до или после совершения им действий (бездействия), а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.

Получение взятки под контролем: оконченный состав или покушение?

Предлагается ввести в правовой оборот определение фактического принятия ценностей, что важно для решения одного из наиболее актуальных вопросов квалификации: считать ли оконченным преступлением получение должностным лицом ценностей, когда их сразу после этого изымают в ходе оперативно-розыскных мероприятий или, как порой происходит, немедленного возбуждения уголовного дела (ввиду спорности вопроса о возможности досмотра гражданина в ходе оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения дела). Большинство судов вменяют при таких обстоятельствах покушение.

Однако некоторые практики выступают за вменение оконченного состава, если ценности переданы, так сказать, в руки чиновника. Принятие ценностей и удобно, и, думается, правильно определять с использованием критерия, применяемого в уголовном праве для признания хищения оконченным деянием. За исключением некоторых случаев получения взятки в виде услуг имущественного характера. Что же касается получения взятки в виде имущественных прав, то если пленум определит получение так же, как он определил приобретение права на чужое имущество в п. 4 Постановления от 27 декабря 2007 г. N 51, то к этому случаю можно будет применить предлагаемое в п. 5 настоящей статьи правило установления момента окончания преступления.

Можно было бы разъяснить, что получение взятки считается оконченным с момента принятия (или фактического принятия) получателем хотя бы части передаваемых ценностей. Взятка считается принятой должностным лицом, когда указанное лицо получает реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными ему ценностями по своему усмотрению. Если же это лицо такой возможности не получило, в частности, в связи с тем, что указанные ценности были сразу после их получения у него изъяты следователем в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством либо сотрудниками правоохранительных органов, проводившими на основании Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выявление факта взяточничества, содеянное должно квалифицироваться как покушение на получение взятки.

А вот если должностное лицо собиралось получить взятку в значительном, крупном или особо крупном размере, однако размер фактически принятого должностным лицом незаконного вознаграждения не превышал 25 тысяч рублей, 150 тысяч рублей либо 1 миллиона рублей, содеянное будет квалифицироваться как оконченное получение взятки соответственно в значительном, крупном или особо крупном размере. Такой подход мы видим в публикуемой Верховным Судом практике: в частности, когда взятку в крупном размере предполагалось передать в два приема, а взяткополучатель был задержан при передаче оставшейся части незаконного вознаграждения, уже успев распорядиться ранее полученными ценностями, стоимость которых не превышала ста пятидесяти тысяч рублей, содеянное квалифицируется как оконченное получение взятки в крупном размере.

———————————
П. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".
Некоторые авторы считают, что предметом преступления является вещь материального характера, на которую посягает преступление . Деньги, иное имущество являются материальными, чего нельзя сказать о выгодах имущественного характера. Казалось бы, последние не могут быть предметом преступления в силу отсутствия материального признака. Однако в настоящее время прочно укрепилась тенденция относить к предмету преступления и нематериальные объекты. В теории уголовного права предметом преступления принято считать и нематериальные объекты: например, компьютерная информация (ст. 272), личная и семейная тайна (ст. 137) и др.
———————————
Уголовное право. Общая часть. Учебник / Под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. М., 1997. С. 188.
Необходимым и главным существенным признаком предмета преступления является не его материальный характер, а наличие устойчивой качественной связи с объектом преступного посягательства, способность быть основой, поводом, проявлением определенных сторон, свойств общественного отношения.
Предмет преступления — это то, на что непосредственно воздействует преступник, причиняя вред или ставя под угрозу причинения такого вреда охраняемым общественным отношениям. При этом предмет имеет тесную связь с объектом преступления. Предмет преступления необходимо рассматривать как систему качеств, как совокупность сторон общественного отношения, воздействуя на которую субъект изменяет данное общественное отношение и этим причиняет социально опасный вред. Уголовно — правовое значение предмета преступления определяется в первую очередь не его физическими свойствами, а характером и содержанием выражающихся в нем общественных отношений.
———————————
Коржанский Н.И. Объект и предмет преступления. М., 1980. С. 21.
Кудрявцев В.Н. О соотношении предмета и объекта преступления по советскому уголовному праву. Труды Военно — юридической академии. М., 1951. Вып. 13. С. 66.
Если деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера таким образом имеют уголовно — правовое значение, какое содержание они имеют в общественных отношениях, охраняемых главой 30 УК РФ?
В содержание общественных отношений, составляющих объект должностных преступлений, входит ряд обязательных элементов. К ним относятся: а) конкретный предмет общественного отношения, являющийся определенным видом материального либо нематериального блага (интересы личности, органа государства, выраженные в отношениях между государственными органами и их служащими в сфере государственно — служебной деятельности, отношения между представителями органов власти и гражданами, здоровье, жизнь людей, их материальные интересы и т.д.); б) участники (субъекты) общественных отношений, между которыми складываются, устанавливаются определенные связи, отношения по поводу различных интересов (служба в учреждении, организации, отношения между государственным органом и его служащими, между представителем власти и гражданином) в) социальные связи между их субъектами (служащие, органы власти, должностные лица, физические, юридические лица) .
———————————
См.: Динека В.И. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы органов местного самоуправления. М.: ЮИ. С. 125.
Видовым объектом получения взятки являются общественные отношения по поводу государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Но вместе с этим необходимо учитывать, что непосредственный объект ст. 290 УК РФ имеет свои индивидуальные особенности, которые проявляются при совершении конкретного преступления.
Предметом общественных отношений, входящих в непосредственный объект получения взятки, являются интересы государства, выраженные в отношениях по поводу выполнения государственными служащими должностных обязанностей лишь за плату, предоставляемую государством. Статус должностного лица предполагает добросовестное, надлежащее в рамках соблюдения интересов службы выполнение своих обязанностей, то есть исключает злоупотребление и превышение полномочий. При этом, поступив на службу, должностное лицо не вправе заниматься другими видами деятельности, кроме научной, преподавательской и иной творческой. Государство тем самым установило единый источник дохода, кроме дохода от вышеназванных видов деятельности, для должностных лиц — материальное обеспечение в форме должностного оклада и иных доплат, а получение прибыли от деятельности вне государственной службы неправомерно. Следовательно, государство заинтересовано в установлении единого режима получения прибыли должностными лицами. Таким образом, ст. 290 охраняются, прежде всего, общественные отношения, связанные с порядком получения должностными лицами выгоды от государственной службы. Вместе с тем она запрещает использование должностного положения в корыстных целях.
Значит, непосредственным объектом получения взятки являются общественные отношения, складывающиеся между государством и должностным лицом по поводу исполнения должностных обязанностей в интересах государственной службы лишь за плату, предоставляемую государством. Государство в данном случае является работодателем для должностных лиц, и оно заинтересовано в надлежащем исполнении последними своих обязанностей. Государство использует при этом как правовые, так и неправовые методы. Неправовые заключаются в обеспечении достойного социального благосостояния должностных лиц и подборе кандидатур, отвечающих морально — нравственным требованиям отношения к службе. Правовые методы являются гарантом надлежащего исполнения должностными лицами своих служебных обязанностей, ибо заключаются в установлении юридической ответственности за злоупотребление и превышение полномочиями.
Таким образом, непосредственным объектом получения взятки являются складывающиеся между государством и должностным лицом общественные отношения по поводу выполнения государственными служащими должностных обязанностей лишь за плату, предоставляемую государством, что является государственным интересом, который обеспечивается установлением ряда социальных связей как правового, так и неправового характера. Это является главным отличием непосредственного объекта ст. 290 от объектов иных составов гл. 30 УК РФ, скажем, ст. 285 или 286.
Деньги, иное имущество не могут определять содержание отношений в сфере осуществления государственной службы. Преступному воздействию подвергается установленный нормативно — правовыми актами порядок деятельности должностных лиц по исполнению возложенных на них полномочий, но не деньги, иное имущество, выгоды имущественного характера.
Определение предмета преступления, приведенное в учебнике по уголовному праву под редакцией Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова, предусматривает его изменение в результате преступного воздействия (хотя существуют исключения, например, "предмет преступления не всегда терпит изменение, иногда он сохраняется" ).
———————————
Уголовное право. Общая часть. Учебник / Под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. М., 1997. С. 188.
Каким же образом видоизменяется предмет взятки?
Наличие преступного воздействия предполагает не только фактическое изменение предмета, но и присутствие общественно опасной направленности со стороны преступника. В данном случае это подтверждает не только связь объекта и предмета преступления, но и является основным критерием разграничения преступлений, имеющих сходный предмет посягательства. При получении взятки деяние должностного лица не направлено на общественно опасное воздействие в отношении денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, а следовательно, они не меняют своих свойств. Напротив, они выполняют свои традиционные функции оплаты обязательственного действия, следовательно, не испытывают на себе преступного воздействия. Конечно же, они являются средством достижения преступного результата, но это не основание причислять деньги, ценные бумаги, иное имущество, выгоды имущественного характера к предмету преступления. "Предмет посягательства представляет собой цель, ради которой совершается преступление" .
———————————
Уголовное право. Общая часть. Учебник / Под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. М., 1997. С. 188.
Таким образом, деньги, иное имущество, выгоды имущественного характера не обладают способностью быть основой, поводом, проявлением определенных сторон, свойств общественных отношений, складывающихся между государством и должностным лицом. Интересы государства, связанные с исполнением служебных обязанностей лишь за фиксированную плату — материальное обеспечение должностного лица, подвергаются общественно опасному воздействию со стороны получателя взятки. Деньги, иное имущество, выгоды имущественного характера являются лишь средством преступного влияния на должностных лиц с целью совершения злоупотреблений и превышений полномочий в интересах лиц, их предоставляющих. Значит, объект получения взятки не содержит предмета как факультативного признака. С уголовно — правовой позиции нелогично называть имущество, выгоды имущественного характера предметом взятки, исходя из положений Общей части о предмете преступления и основных принципов построения Особенной части Уголовного кодекса. Они являются стимулирующим средством незаконной деятельности должностных лиц.
Понимание денег как форма выражения не вызывает затруднений, к ним относится национальная и иностранная валюта. Что касается ценных бумаг, то в соответствии со статьей 143 ГК РФ к ним относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. При этом необходимо отметить, что среди ценных бумаг наиболее часто в качестве вознаграждения используются ордерные и ценные бумаги на предъявителя.
Иное имущество включает в себя все виды движимого имущества. Не имеет при этом значения, может ли конкретная вещь находиться в гражданском обороте, изъята из него или ограничена в нем законом. В двух последних ситуациях потребуется дополнительная квалификация, например, по ст. 191 (незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга), ст. 220 (незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами), ст. 222 (незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывных веществ и взрывных устройств) или ст. 228 УК РФ (незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств и психотропных веществ).
Относительно недвижимого имущества представляется, что далеко не все его виды могут реально выступать в качестве вознаграждения. Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Недвижимым имуществом считаются также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Если некоторые виды земельных участков, некоторые здания, сооружения, отдельные воздушные и морские суда и т.д. могут находиться в частной собственности и, соответственно, могут служить предметом взяточничества, то космические объекты, леса, многолетние насаждения, участки недр, воды и т.п. исключены из гражданского оборота и поэтому едва ли могут быть переданы в качестве незаконного вознаграждения должностному лицу .
———————————
Лопашенко Н.А. Взяточничество: проблемы квалификации. С. 106.
В отношении понятия "выгод имущественного характера" в доктрине уголовного права существует множество разногласий. Его можно определить в узком и широком смысле. Традиционное (в узком смысле) их понимание дается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 10 февраля 2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе": "Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами".
Выгода в широком смысле предполагает получение всякого рода предложений по оказанию услуг и выполнению работ, а также иных действий материального характера. "Оказанием услуг и выполнением работ являются действия, экономический результат которых различен в зависимости от того, в какой форме выражается результат этой деятельности, а также в зависимости от того, может ли быть гарантирован ее положительный результат". К иным действиям материального характера можно отнести, например, включение в коллектив авторов для получения гонорара, предоставление фиктивных дипломов, оформление трудовых книжек, удостоверений и т.п.
———————————
В толковом словаре В. Даля под словом "выгода" понимается "польза, барыш или прибыль". В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1: А — З. М., 1994. С. 694.
Гражданское право. Том 2. Учебник. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2000. С. 541.
Законодатель специально подчеркивает их материальную окраску. Однако в теории существуют и другие позиции. Так, Т.В. Кондрашова полагает, что "вручение должностному лицу документов (например, фиктивных дипломов, оформление трудовых книжек, удостоверений и т.п.) следует расценивать как взятку". Обоснование этой позиции дается в другой работе и состоит в следующем: "Получение подобных предметов в конечном итоге преследует корыстную цель и приносит имущественную выгоду". С данной позицией не соглашается Н.Л. Лопашенко, мотивируя это тем, что "имущественная выгода не зависит от вручающего такое незаконное вознаграждение, что совершенно обязательно для наличия в действиях виновного состава дачи взятки". В данном примере необходимо заострить внимание не на тех выгодах, которые позволяют получить фиктивные дипломы и т.д., а на их самостоятельной ценности. Эти вещи имеют свою неофициальную стоимость, что подтверждает их материальную окраску. Причем стоимость должна быть значительной , что позволит получение фиктивных документов квалифицировать по статье 290 УК РФ. Что же касается определения их стоимости, то данная проблема сродни другой спорной ситуации по поводу рассмотрения оказания сексуальных услуг в качестве выгоды имущественного

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector