Урегулирование убытков при дтп

Введение обязательной процедуры досудебного урегулирования споров, связанных с договорами ОСАГО (п. 1 ст. 16.1 Федерального закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"; далее – закон об ОСАГО), а также утверждение Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства являются мерами, направленными на сокращение количества судебных споров о суммах страховых выплат пострадавшим в ДТП. Тем не менее соответствующие иски по-прежнему составляют значительную часть поступающих в суды обращений, связанных с ОСАГО, – такой вывод следует из посвященного данной категории дел Обзора, утвержденного Президиумом ВС РФ 22 июня 2016 года (далее – Обзор). Большая часть пунктов Обзора иллюстрирует, как применяются судами на практике положения закона об ОСАГО и разъяснения, закрепленные в Постановлении Пленума ВС РФ от 29 января 2015 г. № 2 (далее – Постановление № 2). Однако содержит он и ряд дополнительных разъяснений Суда.

Процессуальные вопросы

ВС РФ отметил, в частности, что при прямом возмещении убытков, причиненных в результате ДТП, процедура досудебного урегулировании споров обязательна не только для потерпевших, но и для страховых компаний (п. 3 Обзора). Так, из-за ее несоблюдения был оставлен без рассмотрения иск страховщика потерпевшего, выплатившего ему страховое возмещение в порядке прямого возмещения убытков, к страховой компании, являющейся страховщиком причинителя вреда. Изначально истец направил заявление о возмещении соответствующего ущерба ответчику, и тот частично выплатил страховое возмещение. Однако после этого, не предъявив ответчику претензий по поводу размера возмещения, истец обратился в суд. Суд постановил, что в данном случае не соблюден досудебный порядок рассмотрения спора, являющийся обязательным по закону, и поэтому иск не может быть рассмотрен (по материалам судебной практики Арбитражного суда Свердловской области).

В случае, когда в результате ДТП вред причинен только двум столкнувшимся транспортным средствам, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законом об ОСАГО, требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, потерпевший предъявляет своему страховщику, то есть той страховой компании, в которой он оформлял договор ОСАГО, а не страховщику причинителя вреда (п. 1 ст. 14.1 закона об ОСАГО). Это и называется прямым возмещением убытков.

Также Суд подчеркнул, что факт привлечения или непривлечения страховщика причинителя вреда к участию в деле по иску потерпевшего к своей страховой организации о выплате страхового возмещения в порядке прямого возмещения убытков не влияет на рассмотрение этого дела (п. 5 Обзора). В ходе одного из таких судебных процессов суд отклонил ходатайство страховщика потерпевшего, являющегося ответчиком по соответствующему делу, о привлечении к участию в нем в качестве третьего лица без самостоятельных требований страховой компании, застраховавшей ответственность причинителя вреда. По мнению ответчика, от результатов рассмотрения дела будет зависеть объем обязательств перед ним страховщика причинителя вреда, и поэтому его участие в судебном разбирательстве обязательно. Непривлечение же указанной страховой организации к участию в деле в последующем может стать причиной отмены вынесенного решения судами вышестоящих инстанций, уверен ответчик.

Как реализовать право на получение страховой выплаты в рамках ОСАГО, узнайте из Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Однако и суд первой инстанции, и апелляционный суд подчеркнули, что обязанность страховщика причинителя вреда по выплате возмещения страховой компании потерпевшего реализуется на основании и в порядке, установленном отдельным соглашением о прямом возмещении убытков между страховыми организациями. Поэтому решение по делу о споре между потерпевшим и его страховой компанией непосредственно не влияет на права и обязанности страховщика причинителя вреда по отношению к стороне судебного процесса, а значит его непривлечение в качестве третьего лица без самостоятельных требований не является безусловным основанием для отмены решения суда по правилам ч. 3-4 ст. 270 АПК РФ. ВС РФ считает такую позицию судов правильной.

Лица, обладающие правом на получение страховой выплаты

Как уже отмечал ВС РФ, получить страховую выплату в части возмещения вреда, причиненного имуществу в результате ДТП, может только лицо, владеющее этим имуществом на праве собственности или ином вещном праве (п. 18 Постановления № 2). Ни договор аренды имущества, ни закрепление в доверенности соответствующего полномочия, например на право оформления страховых документов и получения сумм страхового возмещения, не наделяют лицо правом на страховую выплату (п. 9 Обзора).

При этом лицо, которое приобрело автомобиль в собственность либо получило его на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не вправе обращаться за выплатой страховой суммы к страховщику предыдущего владельца ни при каких условиях – законом прямо установлено, что новый владелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации ТС, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им (п. 2 ст. 4 закона об ОСАГО). На этом основании гражданину П., который 26 января 2015 года купил автомобиль, а спустя два дня после этого (29 января) попал в ДТП, было правомерно отказано в удовлетворении заявления о страховой выплате в порядке прямого возмещения убытков, которую, по его мнению, должен был осуществить страховщик предыдущего владельца ТС, поскольку ответственность последнего была застрахована на срок до 11 марта 2015 года в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению данным автомобилем (п. 6 Обзора).

Читайте также:  Нагрудный знак отличник ввс

Расходы потерпевшего, возмещаемые страховщиком

Согласно разъяснениям Суда потерпевшему в пределах страховой суммы возмещаются восстановительные и иные расходы, понесенные им в связи с наступлением страхового случая и необходимые для получения страхового возмещения (п. 28 Постановления № 2). ВС РФ уточнил, что имеются в виду не только расходы на эвакуацию машины с места происшествия, доставку пострадавшего в больницу, восстановление дорожного знака и подобные им, но и средства, потраченные непосредственно на составление претензии и направление ее в страховую компанию: на оплату услуг представителя, нотариальное заверение копий документов, почтовые расходы и др. (п. 10 Обзора).

Кроме того, ВС РФ подчеркнул, что при несвоевременной выплате страхового возмещения неустойка начисляется не только на стоимость восстановительного ремонта, но и на указанные выше расходы (п. 25 Обзора).

Потерпевшему возмещаются также расходы на проведение независимой экспертизы поврежденного автомобиля, на основании результатов которой определяется размер страховой выплаты, в случае неисполнения страховщиком обязанности по ее проведению (п. 10-12 ст. 12 закона об ОСАГО). Однако поскольку по закону эти расходы должен нести страховщик при осуществлении своей обычной хозяйственной деятельности, они не включаются в состав страховой выплаты и не ограничиваются ее лимитом, указал Суд (п. 23 Обзора).

Прямое возмещение убытков

В случае прямого возмещения убытков размер страховой суммы, в пределах которой должен быть возмещен причиненный потерпевшему вред, определяется условиями договора ОСАГО виновного в ДТП лица, отметил ВС РФ (п. 15 Обзора). Суд считает правильной позицию суда кассационной инстанции, отменившего решения нижестоящих судов, которые отказали потерпевшему в выплате заявленной им суммы страхового возмещения, поскольку она превышала 120 тыс. руб. – такой лимит предусмотрен для договоров ОСАГО, заключенных до 1 октября 2014 года (п. 31 Постановления № 2). Суд кассационной инстанции напомнил, что при прямом возмещении убытков страховщик потерпевшего действует от имени страховщика лица, причинившего вред (п. 4 ст. 14.1 закона об ОСАГО). Поскольку договор ОСАГО между последними был заключен 25 ноября 2014 года, страховая сумма по нему составляет 400 тыс. руб. (подп. "б" ст. 7 закона об ОСАГО), и именно в этих пределах должен быть рассчитан размер страховой выплаты истцу, заключил суд и направил дело на новое рассмотрение.

Претензия к страховой компании о выплате страхового возмещения по ОСАГО в части недополученной суммы

Исковое заявление о взыскании недополученной суммы страховой выплаты

Еще одно уточнение касается порядка возмещении убытков потерпевшему в случае, когда в отношении страховой организации, застраховавшей его гражданскую ответственность, ведутся процедуры банкротства или у данной организации отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности. По закону в такой ситуации потерпевший предъявляет требование о страховой выплате страховщику причинителя вреда (п. 9 ст. 14.1 закона об ОСАГО). Если же банкротство страховщика потерпевшего или отзыв у него лицензии произошли уже после осуществления им страховой выплаты – добровольно или по судебному решению, а потерпевший не согласен с ее размером, по истечении шестимесячного срока он сможет обратиться за компенсационной выплатой только в профессиональное объединение страховщиков – Российский Союз Автостраховщиков (п. 15 Обзора).

Как отмечают эксперты в области автострахования, многие положения Обзора будут полезны для организаций, защищающих права страхователей, – например, о возмещении восстановительных расходов и начислении неустойки в случае просрочки этого возмещения. Однако, по мнению представителей таких организаций, одно из данных ВС РФ разъяснений может увеличить количество споров между участниками рынка.

Александр Коваль, глава Экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО "За справедливые выплаты":

"Разъяснение ВС РФ о том, что размер страхового возмещения по договору ОСАГО в отношении поврежденного транспортного средства, на которое распространяется гарантия производителя, определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт (п. 20 Обзора) означает, что владельцу такого автомобиля при его ремонте у официального дилера придется доплачивать самому, а при ремонте в другом автосервисе, предложенной страховщиком, он лишится гарантии. С нашей точки зрения, это явное ущемление прав страхователей! Следует также принять во внимание и тот факт, что названная выше Единая методика разработана и обновляется самими страховщиками, причем без согласования с общественными организациями страхователей. С учетом того, что техники-эксперты, осуществляющие независимую техническую экспертизу автомобилей, аккредитуются в РСА, можно уверенно говорить о том, что здесь имеет место конфликт интересов. Очевидно, что данная ситуация требует законодательного разрешения".

Читайте также:  Соблюдение конституции рф статья

Автодорога всегда представляет опасность как для водителей, так и для пешеходов. Несмотря на то, что каждый из участников движения старается соблюдать аккуратность, вероятность возникновения ДТП все еще высока. Понести ущерб от столкновения с другой машиной, наезда на пешехода или повреждения из-за неосторожного вождения других людей может абсолютно каждый. Но встает проблема взыскания суммы этого ущерба с виновной стороны, ведь иногда это может быть довольно большая цифра.

Если вина одной из сторон будет доказана, что виновник должен будет покрыть все расходы на восстановление автотранспорта пострадавшего и, иногда, выплатить сумму материальной компенсации.

Способы возмещения убытков при ДТП

Возместить убытки, полученные в результате аварии, можно несколькими способами:

Первый способ – получение страховой суммы. Каждый автовладелец обязан оформить страховой полис по программе ОСАГО. Без него на данный момент не разрешена эксплуатация машины. Согласно нормам этого вида страхования, виновник аварии может покрыть расходы на устранение причиненного им ущерба за счет получения суммы страховки. По ОСАГО она не может превышать лимит в 120 тысяч рублей.

Страховую сумму возмещает компания, которая обслуживает полис виновной стороны. Но потерпевший может взять дополнительную компенсацию со страховщика за то, что его автомобиль по вине ДТП тратил свой товарный вид. Но суммарный размер страховой компенсации не должен быть выше установленного лимита.

Второй способ возмещения ущерба после аварии – требование компенсировать его самого виновника. Так происходит при не самых благоприятных обстоятельствах. Очень редко сумма ущерба превышает страховой лимит, но если так происходит, то пострадавший может требовать возместить ущерб, который не смогла покрыть страховка, самого виновника. Чтобы определить, что сумма ущерба действительно выше 120 тысяч рублей, следует провести независимую экспертизу, то есть размер общей суммы компенсации будет зависеть от оценки экспертов.

Если виновный не может покрыть ущерб свыше лимита по ОСАГО, то вид компенсации может быть определен через договоренность с пострадавшей стороной. При отказе от выплаты дело может быть передано в суд.

Кроме обязательного страхования по ОСАГО, водитель может оформить страховой полис КАСКО. Это добровольное страхование, которое также позволяет в случае ДТП компенсировать все или часть расходов. Что отличает КАСКО от ОСАГО? Третий способ возмещения ущерба позволяет не только восстановить автомобиль пострадавшего (или иной вид ущерба), но и компенсировать расходы на ремонт машины виновника. Этот пункт специально отдельно прописывается в договоре страхования.

Страховые компании также тщательно оберегают свои активы, как и участники движения – свое имущество. При составлении договора КАСКО создается пункт, в котором будет оценено общее состояние машины страхователя, уровень ее износа. Далее будет решено, какие границы суммы возмещения следует установить в случае ДТП по его вине. При возникновении подобной неприятной ситуации страховые компании иногда отказываются выдавать страховую сумму в полном объеме, но водитель, попавший в аварию по своей ошибке, нанесший урон чужому и своему автомобилю, может обратиться в суд и требовать со страховщика полной выплаты денежной компенсации.

Порядок возмещения убытков при ДТП

Порядок возмещения ущерба прописан российским законодательством, суть которого сводится к нескольким пунктам:

• Своевременное обращение в страховую компанию виновной стороны. Как только ДТП произошло, страховщик должен сразу проинформирован. Причем, обратиться к нему может сам потерпевший.

• Для дальнейшей работы по возмещению ущерба водители должны оформить специальное извещение, предназначенное для страховой компании. Второй документ – протокол ДТП, справка, оформленная сотрудниками полиции, которых также необходимо обязательно вызвать на место аварии.

• Дальнейшие действия потерпевшего – непосредственное обращение в страховую компанию, обслуживающую полис виновника. Он должен предоставить заявление с требованием денежной компенсации полученного в результате ДТП вреда. Требуемая сумма не может быть выше установленного лимита страхования. Сроки для подачи заявления – до 15 дней с момента аварии.

• После того, как страховщик рассмотрит заявление потерпевшего, он самостоятельно оценит размеры ущерба и тогда выплатить страховую сумму. Сроки для получения компенсации от страховой компании – 1 месяц с момента принятия заявления от пострадавшего.

Процесс выплаты компенсации после ДТП имеет множество нюансов, знание которых позволит получить причитающуюся сумму полностью. Прямое возмещение убытков по ОСАГО (ПВУ) предполагает обращение к своему страховщику, а не к СК виновного. Это отдельный способ получения денег, который имеет свои особенности.

Мы рассмотрим подробно, что это такое ПВУ, какие условия должны быть соблюдены для такого обращения, как правильно составить заявление, алгоритм действий и другие особенности такого вида возмещения.

Понятия и законодательная база

О прямом урегулировании убытков идет речь, когда потерпевший в аварии ходатайствует о компенсации в СК, с которой заключал контракт. Ранее у автомобилистов был выбор, как именно получать деньги:

Читайте также:  Как оформить ввод в эксплуатацию частного дома

в СК виновного в происшествии (классический вариант);

в собственной СК (альтернативный вариант).

Однако наличие такого выбора существенно затрудняло процедуру получения компенсации. Оно давало страховым компаниям возможность перенаправлять пострадавшего к конкурентам и отказывать в выплатах безосновательно. Чтобы исключить такие проблемы, были внесены поправки в законодательство. В соответствии с ними возможность выбора была упразднена.

Установлены определенные требования, которым должно соответствовать ДТП, чтобы потерпевший мог обратиться за выплатой в собственную страховую.

Условия, при которых допускается ПВУ

В соответствии со ст. 14.1 40-ФЗ ПВУ допускается, если произошедшая авария соответствует следующим условиям:

произошло столкновение двух и более транспортных средств (включая те, которые с прицепами);

у всех участников имеются действующие полисы ОСАГО;

пострадали только ТС (жизни и здоровью вред не причинен).

При этом прямая выплата невозможна, если:

заявление уже направлено в СК виновника;

участники ДТП составили Европротокол без вызова сотрудников Госавтоинспекции, но заполнили его неправильно либо внесли неполные данные;

выставлено требование о возмещении морального ущерба либо выгоды, упущенной в результате аварии, вреда окружающей природе;

авария произошла в результате учебной езды, испытаний либо соревнований;

пострадал антиквариат, ценные бумаги, предметы религиозного характера или интеллектуальной собственности (например, рукопись);

факт несоблюдение ПДД оспаривается в судебном порядке;

пропущены сроки уведомления СК о наступлении страхового случая;

иные ситуации, предусмотренные соглашением союза страховщиков.

Также нужно учитывать другие нюансы ПВУ:

Невозможно получить выплату от своей СК, если в представленных документах содержатся некорректные сведения (предоставление недостоверной информации – одно из законных оснований для отказа в выплате).

Потерпевший может обратиться к своему страховщику, независимо от того, является он страхователем или нет (главное, чтобы был внесен в полис). Ранее для получения ПВУ было необходимо, чтобы заявитель одновременно был собственником авто.

Если размер ущерба не превышает 50 тыс. рублей, а количество участников ДТП не более двух, ПВУ возможно по Европротоколу без вызова сотрудников Госавтоинспекции (при условии, что документ составлен корректно).

Алгоритм действий для ПВУ

Как именно обращаться в страховую в случае ПВУ, чтобы получить от них компенсацию?
Порядок действий следующий:

Сбор необходимой документации (см. ниже).

Подача заявления в свою страховую компанию о получении компенсации.

Предоставление ТС для экспертизы и оценки объема ущерба.

Уведомление СК виновника ДТП о наступлении страхового случая (производится страховщиком потерпевшего).

Получение компенсации в виде денежной выплаты либо оплаты ремонтных работ в СТО-партнере страховщика.

Таким образом, данный способ возмещения ущерба производится в стандартном порядке. Главное – соответствие условий ДТП тем, которые требуются для ПВУ.

Необходимые документы и сроки

Чтобы претендовать на ПВУ, потребуется:

заявление, заполненное в строгом соответствии с требованиями;

паспорт заявителя (либо доверенность, если действует его представитель);

водительское удостоверение страхователя (даже если документы подает доверенное лицо);

свидетельство о регистрации авто;

Если машина принадлежит транспортной компании, дополнительно прикладывается путевой лист.

Если ДТП оформлено сотрудниками ГИБДД, к заявлению нужно также приложить:

справку по форме 748;

постановление о привлечении виновника к административной ответственности;

справку об отказе от уголовного судопроизводства.

При ПВУ нужно учитывать следующие сроки:

15 дней отводится на подачу заявления о компенсации в СК;

7 дней дается на уведомление страховщика виновника ДТП (после регистрации заявления);

5 дней выделено на осуществление выплат.

Как составить заявление

Заявление на ПВУ можно составить в произвольной форме, но лучше использовать специальный бланк, установленный законом (Приложение № 1 к Соглашению страховщиков).

Независимо от формы документа в нем должна содержаться следующая информация:

реквизиты страховщика (название и юридический адрес);

данные страхователя (ФИО полностью, адрес прописки и проживания, контакты для обратной связи);

информация о ДТП (место, время, характер происшествия и иные обстоятельства);

компании, в которые были направлены уведомления об аварии;

сведения о виновнике происшествия, его ТС и реквизиты полиса;

подробные сведения о пострадавшей машине;

реквизиты ОСАГО заявителя;

сведения по сопутствующим расходам;

подписи заявителя и сотрудника СК.

Судебная практика по данному типу выплат неоднозначна. Как правило, споры вызывают условия, которым должно соответствовать ПВУ.

Подводим итоги

ПВУ – это получение страховой выплаты от собственной СК без обращения в компанию виновника. Для него установлены 3 обязательных условия:

количество участников ДТП не меньше 2-х, при этом необходимо, чтобы между ТС был зафиксирован непосредственный контакт;

у всех владельцев авто имеются действующие полисы ОСАГО;

вред причинен только транспорту.

Если не соблюдено хотя бы одно из этих условий, СК вправе отказать в выплате компенсации. Алгоритм получения ПВУ стандартный:

подача заявления своему страховщику с приложением перечня документов (паспорта, водительских прав, СТС, ПТС и действующего полиса);

передача авто на экспертизу и ожидание решения страховщика;

получение возмещения в виде денежных средств, оплаты ремонта пострадавшего авто или отказ в компенсации.

В соответствии с последними законодательными изменениями страховая компания не может отказать в компенсации потерпевшему в аварии, если соблюдены все требования ПВУ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector