Требования к программам дополнительного профессионального обучения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

к разработке программ

дополнительного профессионального образования

1. Требования к структуре программы ДПО

Программа ДПО (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) должна включать в себя следующие разделы (формы даны в Приложении 1):

    титульный лист; краткая аннотация; описание программы; учебный план; график организации учебного процесса; программы профессиональных модулей; презентационные материалы.

2. Требования к содержанию программы ДПО

Базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ являются:

    соответствие квалификационным требованиям к профессиям и должностям; преемственность по отношению к федеральным государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования; учет требований профессиональных стандартов (при их наличии); ориентация на современные образовательные технологии (модульное обучение, дистанционное обучение, вариативность, индивидуализация, проектное обучение и др.); соответствие учебной нагрузки слушателей нормативам; соответствие принятым правилам оформления программ; соответствие содержания программ видам дополнительного профессионального образования.

Учебные планы и программы должны быть составлены с учетом исходного образовательного уровня и профессиональной подготовленности специалиста.

3. Основные требования к структуре, содержанию, объему и оформлению УМК

к программам ДПО

Основные требования к структуре, содержанию, объему и оформлению УМО:

    контенты модулей для дистанционного обучения; количество модулей и их содержание должны соответствовать программе ДПО; объем контента определяется из расчета 1,5 страницы на 1 час предусмотренного на это учебного времени, формат А4, шрифт Times, кегль – 12, интервал – одинарный, поля по 20 мм, отступ 1,25 мм); методические рекомендации для слушателей по изучению разделов/тем модулей, включая необходимый раздаточный материал (кейсы и т. п.); рекомендуемый объём 0,1 – 0,25 страниц на 1 аудиторный час, формат А4, шрифт Times, кегль – 12, интервал – одинарный, поля по 20 мм, отступ 1,25 мм; методические рекомендации для слушателей по выполнению лабораторных и практических работ; (рекомендуемый объём 0,2 – 0,3 страниц на 1 час учебного времени, формат А4, шрифт Times, кегль – 12, интервал – одинарный, поля по 20 мм, отступ 1,25 мм); методические рекомендации для слушателей по выполнению выпускных работ (рекомендуемый объём 10 – 15 страниц, формат А4, шрифт Times, кегль – 12, интервал – одинарный, поля по 20 мм, отступ 1,25 мм); оценочные средства (тесты, аттестационные задания и др.) для входного, текущего и итогового контроля; виды и количество оценочных средств должны соответствовать программе ДПО; текущий контроль на проверку сформировавшихся компетенций осуществляется по каждому модулю.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный энергетический университет»

Контакты

Адрес: 115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20, офис 712
Телефон: +7 (499) 236-05-16 Моб.тел: +7 (926) 244-66-26 Почта: dial@irdpo.ru

Для образовательных организаций

ПОРЯДОК организации и осуществления обучения по дополнительным профессиональным программам

  • 5-11-2012, 03:20
  • ДПО
  • admin
  • 19 511

приказом Минобрнауки России

1.Настоящий Порядок организации и осуществления обучения по дополнительным профессиональным программам разработан на основании Федерального закона от № «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 12.01.1996 законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства об образовании, трудового законодательства.

2. Дополнительное профессиональное образование направлено на непрерывное повышение профессиональных компетенций граждан в течение всей жизни, в том числе с целью удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей человека, постоянной его адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствования профессиональной квалификации граждан, на подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности на базе среднего профессионального и высшего образования.

3.Дополнительное профессиональное образование может быть организовано:

  • в образовательных организациях дополнительного профессионального образования;
  • в образовательных организациях высшего образования;
  • в профессиональных образовательных организациях;
  • в организациях, осуществляющих обучение (научных организациях и юридических лицах, подтвердивших свое право на реализацию дополнительных профессиональных программ);
  • индивидуальными предпринимателями, имеющими право на реализацию дополнительных профессиональных программ

В настоящем документе для обозначения всех видов юридических и физических лиц, реализующих дополнительные профессиональные программы, используется единый термин «организация».

4. В документе используются понятия и определения, представленные в Федеральном законе Об образовании в Российской Федерации, а также уточняющие термины и определения:

  • Дополнительная профессиональная программа – набор структурированных документов, определяющий основные характеристики, условия реализации, результаты, оценку качества обучения слушателей в системе дополнительного профессионального образования;
  • Примерная (типовая) дополнительная профессиональная программа ‑ дополнительная профессиональная программа, которая разрабатывается и устанавливается федеральными государственными органами, имеющими на это право согласно законодательству в сфере образования.
  • компетенция – способность (готовность) применять знания, умения, навыки и личные качества для выполнения трудовых функций;
  • результаты обучения – дифференцированные уровни освоения компетенций, выраженные количественно или качественно;
  • слушатели – лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы.

5. Дополнительное профессиональное образование осуществляются на основе договоров, заключаемых организацией, реализующей дополнительные профессиональные программы, с юридическими и физическими лицами, выступающими заказчиками, государственными органами исполнительными власти, органами местного самоуправления, органами службы занятости населения в соответствии с требованиями федерального законодательства в сфере образования, а также законодательства, регулирующего гражданско-правовые отношения.

Читайте также:  Добровольное страхование жизни коллективное сбербанк

6. Организация, реализующая дополнительные профессиональные программы самостоятельно определяет порядок приема слушателей, в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации об образовании.

7. Права и обязанности слушателя, предусмотренные законодательством Российской Федерации об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты приема (зачисления) и на период времени, определяемым соответствующим договором.

8. Дополнительная профессиональная программа может реализовываться в формах, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в РФ», полностью или частично в форме стажировки, а также в форме самообразования.

  • программы повышения квалификации, которые направлены на повышение уровня имеющихся и (или) освоение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
  • программы профессиональной переподготовки, которые направлены на получение новых и повышение уровня имеющихся компетенций с целью приобретения новых квалификаций или получения нового квалификационного уровня, необходимых для выполнения нового направления профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

9.1. Программы повышения квалификации включают в себя:

  • программы профессионального развития, направлены на качественное изменение имеющейся квалификации путем совершенствования профессиональных компетенций в соответствии с новыми социально-экономическими, технологическими условиями и (или) российскими и международными требованиями и стандартами.
  • квалификационные программы, которые направлены на получение знаний и умений для выполнения нового вида профессиональной деятельности или комплексного обновления профессиональных компетенций в рамках того же вида профессиональной деятельности.

9.2. Программы профессиональной переподготовки включают в себя:

  • программы профессиональной переподготовки, учитывающих уровень, направленность (профиль) имеющегося у слушателя профессионального образования и по результатам освоения которых повышается уровень имеющейся квалификации;
  • программы профессиональной переподготовки, учитывающих уровень, направленность(профиль) имеющегося у слушателя профессионального образования и по результатам освоения которых присваивается квалификация.

10. Структура дополнительной профессиональной программы должна содержать следующие обязательные разделы:

  • общее описание программы – актуальность, цель, задачи реализации программы; направленность программы; требования к поступающему для обучения на программу слушателю; виды и формы обучения; трудоемкость обучения.
  • основные и дополнительные результаты обучения;
  • учебный и(или) учебно-тематический план;
  • условия реализации программы (характеристика педагогических кадров, участвующих в реализации программы; учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение учебного процесса программы);
  • формализованные процедуры и документированное описание системы оценки качества освоения слушателями программы.

11. В структуру программы профессионального развития дополнительно должны быть включен раздел, в котором представлены перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате образования.

12. В структуру квалификационной программы дополнительно должен быть включен раздел, в котором представлена характеристика нового вида профессиональной деятельности (профессионального уровня) и(или) комплексно обновляемых компетенций, имеющихся у слушателя, с указанием профессиональных стандартов или отраслевых квалификационных требований, или стандартов организаций, или других нормативных документов.

13. В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть включены разделы, в которых представлены:

  • характеристика новой квалификации или связанных с ней видов профессиональной деятельности (профессиональных уровней) и трудовых функций;
  • характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и/или перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы;
  • перечень российских или международных стандартов, определяющих требования к выпускнику программы, или ссылки на профессиональные стандарты, включая стандарты организаций, или другие документы, определяющих квалификационные требования к конкретным должностям и профессиям, и используемые при проектировании, реализации программы профессиональной переподготовки.

14. Раздел итоговая аттестация входит в структуру всех дополнительных профессиональных программ, за исключением программ профессионального развития.

15. Структура дополнительной профессиональной программы может включать в себя дополнительные разделы, содержание которых определяется организацией ее реализующей самостоятельно в соответствии с разработанным внутренним актом (положением), если иное не установлено федеральным законодательством.

Требования к условиям реализации дополнительных профессиональных программ

16. Условия реализации дополнительных профессиональных программ должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможности:

  • достижения планируемых дополнительной профессиональной программой результатов обучения (формирование и совершенствование компетенций; удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей слушателей; совершенствования профессиональной квалификации слушателей);
  • участия слушателей в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ;
  • использования сетевого взаимодействия между организациями, реализующими дополнительные профессиональные программы;
  • использования в образовательном процессе современных образовательных технологий, включая электронное обучение;
  • обновления содержания дополнительных профессиональных программ в соответствии с потребностями рынка труда;
  • эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических и административных работников организации.

17. Требования к условиям обеспечения дополнительных профессиональных программ преподавательским составом.

Квалификация преподавателей, участвующих в реализации дополнительных профессиональных программ, должна отражать компетентность в соответствующих предметных областях знаний, в методах и технологиях обучения.

18. Материально-технические условия реализации дополнительных профессиональных программ должны обеспечивать:

  • реализацию современных образовательных технологий, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • эффективность управления образовательным процессом, в том числе планирование, фиксирование (документирование) его реализации в целом и (или) отдельных компонентов и(или) этапов, осуществление мониторинга и корректировки;
  • обеспечение для реализации электронного обучения, в случае если его использование предусмотрено образовательной программой;
  • обеспечение доступа слушателей к глобальным сетевым ресурсам (Интернет), к профильным для реализуемой программы информационным системам и/или базам данным;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил пожарной безопасности, охраны здоровья слушателей и педагогических работников при реализации образовательного процесса.
Читайте также:  Зачем нужен профессиональный стандарт

19. Учебно-методическое обеспечение дополнительной профессиональной программы должно включать печатные и электронные образовательные ресурсы для всех компонентов дополнительной профессиональной программы, в том числе, учебно-методическую и профильную литературу.

20. Информационное обеспечение дополнительной профессиональной программы должно обеспечить:

  • достижение слушателями планируемых результатов обучения;
  • функционирование информационной среды при реализации дополнительных профессиональных программ, поддержку деятельности слушателей, педагогических работников и администрации, взаимодействие всех участников образовательного процесса.

21. Результаты обучения дополнительных профессиональных программах формулируются в виде измеряемого и дифференцированного уровня освоения компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций в рамках профессиональной деятельности.

Дифференцированный характер оценивания компетенций подразумевает выделение уровней освоения компетенций на основе профессиональных стандартов, квалификационных требований, ЕКС, ЕТКС и других документов, признанных в отрасли и (или) организациях, объединениях организаций, и/или установленных организацией, реализующей дополнительные профессиональные программы.

Для определения уровня освоения компетенций должны быть сформулированы количественные или качественные критерии (индикаторы, показатели) и сопоставлены с приобретаемыми слушателями знаниями, умениями, опытом и личностными качествами. Информация о критериях должна быть открытой и доступной для всех участников образовательного процесса.

Результаты обучения могут быть представлены в виде результатов профессиональной деятельности, осуществленной в ходе учебного процесса, стажировки, самообразования.

22. Для программы профессионального развития основные результаты обучения должны быть сопоставлены с компетенциями, которые необходимы для выполнения трудовых функций и приводящих к качественному изменению имеющейся ранее квалификации.

23. Для квалификационной программы основные результаты обучения должны быть сопоставлены с профессиональными знаниями и умениями, необходимыми для освоения нового вида профессиональной деятельности, компетенциями, подлежащим обновлению в рамках ранее освоенного вида профессиональной деятельности (профессионального уровня).

24. Для программы профессиональной переподготовки основные результаты обучения должны быть сопоставлены с уровнями развития имеющихся и(или) новых компетенций, которые необходимы для приобретения новой квалификации (направления профессиональной деятельности), связанных с ней профессиональных уровней, направлений профессиональной деятельности и трудовых функций.

Перечень профессиональных компетенций, для которых определены основные результаты обучения, должен .

25. Для программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования с присвоением квалификации, результаты обучения должны охватывать все компетенции, которые необходимы для приобретения новой квалификации (направления профессиональной деятельности), связанных с ней профессиональных уровней, видов профессиональной деятельности и трудовых функций.

Перечень профессиональных компетенций, для которых определены основные результаты обучения, должен соответствовать требованиям к квалификации, которые определены профессиональным(и) сообществом(ами) и зафиксированы в нормативных документах, в том числе профессиональных стандартах, отраслевых квалификационных требованиях, ЕКС, ЕТКС.

26. Право присвоения дополнительных квалификаций, название и содержание которых определяется законодательно (в том числе на базе профессиональных и образовательных стандартов) профессионально-общественными, международными и другими уполномоченными организациями, должно осуществляться в установленном порядке.

27. Допускается введение организациями (объединениями организаций) собственных квалификаций.

При присвоении собственных квалификаций указание в названии квалификации установившей ее организации (объединениями организаций) является обязательным. Результаты обучения при этом должны соответствовать требованиям стандартам организации (объединений организаций) или корпоративных стандартов.

VI. Требования к оценке качества освоения

дополнительных профессиональных программ

28. Оценка качества дополнительных профессиональных программ проводится в отношении:

  • соответствия результата освоения дополнительной профессиональной программы заявленным к ней требованиям;
  • соответствия дополнительной профессиональной программы заявленным целям и требованиям к структуре и условиям реализации программ;
  • способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг;

29 Организация, реализующая дополнительные профессиональные программы, должна гарантировать, что:

  • заинтересованные стороны, для которых эта оценка качества освоения программ имеет значение, определены и вовлечены в оценку;
  • лица, проводящие оценку качества освоения программ, являются компетентными и объективными;
  • отчеты об оценке качества освоения программ являются прозрачными, четко определены структура и цели программы, условия реализации, а также ожидаемые результаты;
  • образовательная среда, в которой предоставляются образовательные услуги, анализируется и подвергается совершенствованию, с целью повышения качества образования.

30. Организация самостоятельно устанавливает виды и формы оценки качества реализуемых дополнительных профессиональных программ и их результатов.

31. При установлении требований к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и квалификационного экзамена по программам профессиональной переподготовки организация, реализующая дополнительные профессиональные программы, должна ориентироваться на национальную квалификационную рамку, действующие профессиональные стандарты и(или) квалификационные требования.

32. Процедура итоговой аттестации слушателей при реализации дополнительных профессиональных программ может быть совмещена с процедурами признания и(или) независимого подтверждения квалификации (сертификации).

33. Цели обучения и требования к содержанию, структуре и условиям реализации дополнительных профессиональных программ организация, реализующая эти программы, устанавливает на основе анализа потребности в обучении с учетом национальной квалификационной рамки, ее отраслевого или регионального развития, действующих профессиональных стандартов и(или) квалификационных требований.

34. Требования к оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждается в порядке, предусмотренном образовательной организацией.

35. Для оценки дополнительных профессиональных программ образовательная организация может применять процедуру профессионально-общественной аккредитации на добровольной основе.

36. Для обеспечения гарантий качества дополнительного профессионального образования организация, реализующая дополнительную профессиональную программу, может применять различные модели управления качеством. Оценка соответствия деятельности организации по управлению качеством дополнительного профессионального образования в этом случае проводится внешними экспертами или уполномоченными органами на добровольной основе.

Читайте также:  Ведущий специалист классный чин

В отличие от дополнительных общеобразовательных программ к освоению дополнительных профессиональных образовательных программ согласно ч. 3 ст. 76 Закона об образовании допускаются:

  • 1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  • 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Данное требование представляется логичным, поскольку речь идет о дополнительном профессиональном образовании, которое может быть получено только дополнительно к уже имеющемуся профессиональному образованию. Соответственно, лица, не отвечающие данным требованиям к уровню образования, к освоению рассматриваемых программ допущены быть не могут.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации двух разновидностей дополнительных профессиональных программ (ч. 2 ст. 76 Закона об образовании):

  • • повышения квалификации;
  • • профессиональной переподготовки.

Можно выделить три наиболее существенных различия между данными программами:

  • 1) направленность программы. Если программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (иначе говоря, имеющаяся квалификация «углубляется» и (или) «расширяется»), то программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ч. 4—5 ст. 76 Закона об образовании);
  • 2) минимальная длительность программы. Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов (и. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499);
  • 3) документ о квалификации, выдаваемый лицу, успешно освоившему соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшему итоговую аттестацию. Выдается удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (ч. 15 ст. 73 Закона об образовании). При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации (ч. 16 ст. 73 Закона).

В отличие от ранее действовавшего образовательного законодательства в настоящее время не предусмотрено установление федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным программам. По общему правилу, закрепленному в ч. 6 ст. 76 Закона, содержание такой программы определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

В отдельных отраслях экономики существуют исключения из данного правила, обусловленные спецификой соответствующей отрасли, которые предусматривают утверждение типовых или примерных программ, на основе которых образовательные организации разрабатывают свои образовательные программы. К числу таких программ относятся:

  • • типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок, которые утверждаются Минтрансом России (ч. 7 ст. 76 Закона об образовании);
  • • типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, которые утверждаются Минтрансом России (ч. 2 ст. 85.1 Закона);
  • • примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, которые разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется дополнительное профессиональное образование (ч. 3 ст. 81 Закона).

При этом устанавливается общее правило, согласно которому содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты и квалификационные требования по соответствующим должностям, профессиям и специальностям (ч. 9 ст. 76 Закона об образовании). Программы профессиональной переподготовки, кроме этого, разрабатываются в том числе на основании требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (ч. 10 ст. 76 Закона).

Уникальной особенностью дополнительных профессиональных программ является то, что только они могут реализовываться наряду с установленными ст. 17 Закона об образовании формами обучения также полностью или частично в форме стажировки (ч. 12 ст. 76 Закона). В п. 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499, данная форма конкретизируется.

Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:

  • • самостоятельная работа с учебными изданиями;
  • • приобретение профессиональных и организаторских навыков;
  • • изучение организации и технологии производства, работ;
  • • непосредственное участие в планировании работы организации;
  • • работа с технической, нормативной и другой документацией;
  • • выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);
  • • участие в совещаниях, деловых встречах.

В отличие от дополнительных общеразвивающих программ освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (ч. 14 ст. 76 Закона об образовании).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector