Штраф за отсутствие разрешения на строительство

Закон вменяет в обязанность получать необходимую разрешительную документацию на строительство заказчику, однако к административной ответственности за проведение без разрешения строительных работ могут быть привлечены лица, непосредственно осуществляющее строительство (постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 № 16235/10). Тем самым высший судебный орган разрешил разногласия по поводу определения субъекта правонарушения, установленного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

В настоящий момент КоАП РФ предусматривает административную ответственность граждан, должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридических лиц при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства без разрешения на строительство в предусмотренных случаях.

Тем не менее к вопросу определения субъекта данного правонарушения суды подходят по-разному. Вывод, что к ответственности может быть привлечен не только застройщик или заказчик, но и лицо, осуществляющее строительство, сделан Арбитражным судом г. Москвы (решение от 18.03.2010 № А40-19954/10-94-110).

Иная точка зрения сложилась у судов апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении этого дела. Они сочли, что системное толкование норм Градостроительного кодекса РФ позволяет сделать вывод, что правом на обращение в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство обладает только застройщик. Значит, именно он является субъектом административного правонарушения, закрепленного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 и ФАС Московского округа от 08.10.2010 по делу № А40-19954/10-94-110).

Фабула

Муниципальное предприятие (заказчик) и ООО (подрядчик) заключили договор генерального подряда. Общество должно было своими и привлеченными силами осуществить строительство жилых домов. За заказчиком договором был закреплена обязанность оформить разрешение на производство строительно-монтажных работ в течение 20 дней до начала выполнения работ. Подрядчик соответствующие документы не получил, но все равно приступил к работе.

Впоследствии при проведении проверки Главгосстройнадзор усмотрел в действиях подрядчика состав правонарушения и обратился в суд.

Исковые требования

Управление Главгосстройнадзора Московской области обратилось в суд с требованием привлечь ООО к административной ответственности за нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ. Основание обращения — ст. 202 и 203 АПК РФ.

Судебное разбирательство

Суд первой инстанции удовлетворил требования управления исходя из того, что субъектом административного правонарушения является подрядчик.

Согласно ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса строительство реконструкция объектов капитального строительства, капитальный ремонт объектов капитального строительства, при осуществлении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, проводятся на основании разрешения на строительство. В соответствии с ч. 3 ст. 52 Кодекса лицом, осуществляющим строительство, может быть застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.

Таким образом, подрядная организация, выполняющая строительство без соответствующего разрешения, подпадает под действия ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

Суды апелляционной и кассационной инстанций не согласились с таким выводом. Они руководствовались следующим.

Застройщик на основании договора с лицом, осуществляющим строительство, должен подготовить земельный участок для строительства, а также передать этому лицу материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.

Законодательством не определено, что в случае привлечения другого лица к строительным работам обязанность по получению разрешения возлагается на это лицо.

Наличие заключенного договора с подрядчиком не изменяет правового статуса застройщика, обязанного получить разрешение на проведение строительных работ. Подрядчик выполняет работы по указанию заказчика. И в рамках исполнения гражданско-правового договора он не может нести административную ответственность за ненадлежащее исполнение требований законодательства заказчиком.

Если правом на обращение в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство обладает только застройщик, значит, он и является субъектом данного административного правонарушения.

Позиция Президиума ВАС РФ

Президиум оставил в силе решение суда первой инстанции, подтвердив, что субъектом правонарушения может быть не только застройщик или заказчик, но и лицо, непосредственно осуществляющая строительство.

Таким образом, подрядчик в силу ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса мог приступить к строительству жилых домов только после получения от заказчика всей необходимой документации, в том числе разрешительной.

Поскольку общество вело строительство с нарушением норм Градостроительного кодекса (без разрешения), его правомерно привлекли к административной ответственности.

К сведению
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без соответствующего разрешения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 000 до 50 000 руб., на индивидуальных предпринимателей — от 20 000 до 50 000 руб. или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток, на юридических лиц — от 500 000 руб. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

К чему может привести отсутствие разрешения на строительство и несет ли какую-то ответственность застройщик (заказчик) за это? В этой публикации будут рассмотрены нормы действующего законодательства, в которых читателю будут раскрыты детали строительства или реконструкции без получения официального разрешения.

Отсутствие разрешения на строительство является основанием для признания постройки самовольной. Факт, который является исходным условием эффективного и конкурентоспособного строительства уже не обсуждается с заказчиком, считающим, что право собственности на землю позволяет возводить на участке любые объекты недвижимости без получения официального разрешения.

Читайте также:  Претензионный порядок в гражданском судопроизводстве

При отсутствии разрешения на строительство, но праве собственности на землю необходимо руководствоваться ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, где определены ситуации, когда разрешения на строительство не требуется. Так, например, действующее градостроительное законодательство разграничивает земельные участки, на которые распространяется либо не распространяется градостроительный регламент.

Выделим самое главное из законодательства, чтобы разобраться чем грозит отсутствие разрешения на строительство:

  • Официальное разрешение на строительство на земельном участке, на который распространяется градостроительный регламент, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
  • При этом отсутствие разрешения на строительство влечет серьезные правовые последствия для лица, осуществляющего указанные работы. При административной ответственности застройщику (заказчику) может грозить штраф до одного миллиона рублей (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ).
  • Строительная деятельность без разрешения признается нарушением только в том случае, когда получение этого документа является обязательным. В остальных случаях административное наказание не предусмотрено законом.

В статье 9.5 КоАП РФ, решается вопрос о том, кого признать ответственным за отсутствие разрешения на строительство. Статья 51 ГрК РФ, гласит, что разрешение на строительство выдается застройщику (заказчику), а значит, и ответственность должен нести он. Однако часто за отсутствие разрешения на строительство расплачивается сторона договорных отношений, осуществляющая строительные работы, по причине того, что объективная сторона административного правонарушения заключается в совершении действий по строительству объекта при отсутствии разрешения на строительство.

В силу статьи 52 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство исполнителю работ должен передать застройщик (заказчик), который при отсутствии разрешения на строительство является виновным лицом и субъектом данного правонарушения.

  • Следовательно, за отсутствие разрешения на строительство отвечает не только застройщик или заказчик, но и то лицо, которое непосредственно осуществляет строительство без официального разрешения в качестве подрядчика или генерального подрядчика.

Также в ч. 1 ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях говорится, что субъектом правонарушения является не только застройщик (заказчик) или генподрядчик (субподрядчик), но и иные лица, осуществляющие строительство или реконструкцию (субподрядчик), поскольку они, приступая к работе, обязаны удостовериться в том, что разрешение застройщиком было получено.

Чтобы избежать лишних расходов, мы предлагаем своим клиентам осуществлять строительство «под ключ» по форме «заказчик — застройщик», с условием принятия исполнителем строительных работ на себя полной материальной ответственности. Еще одним важным условием легализованного строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений и сооружений, их частей является проектная документация, разработанная специализированной (проектной) организацией, обладающей соответствующими лицензиями (ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Обо всех вопросах сотрудничества можно договориться по телефону 391 209-09-40. Звоните!

1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Читайте также:  Стоимость материалов в смете по прайс листам

4. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

5. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 9.5 КоАП РФ

1. Согласно ст. 222 ГК самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном федеральным законом, указами Президента РФ, Постановлениями федерального Правительства, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. Согласно ст. 2 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" под разрешением на строительство понимается документ, выдаваемый заказчику (застройщику) органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления для реализации архитектурного проекта в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей природной среде.

Согласно ст. 3 вышеуказанного Федерального закона заказчик (застройщик) — гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, — обязан иметь архитектурный проект, выполненный архитектором в соответствии с архитектурно-планировочным заданием.

Разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного поселения и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.

Определение перечня объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

Архитектурно-планировочное задание должно содержать положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях (сейсмозона, зона вечной мерзлоты и др.), требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства.

3. По смыслу п. 1 ст. 24 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ) гражданин или юридическое лицо, осуществляющие строительство архитектурного объекта без разрешения на строительство (самовольную постройку) или с нарушением утвержденной градостроительной документации, подлежат административной ответственности в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи.

Об административной ответственности руководителей и членов комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов за приемку в эксплуатацию данных объектов, не соответствующих требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, см. п. 4 комментария к ст. 8.1. О признаках жилого помещения, установленных законодательством, и общественного помещения см. п. 2 комментария к ст. 6.4, а также п. 3 комментария к ст. 7.21.

4. В соответствии со ст. 62 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории. Разрешение на строительство выдается в соответствии с Градостроительным кодексом РФ на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации.

Разрешение на строительство и утвержденная проектная документация подлежат регистрации органами местного самоуправления.

Информация о наличии разрешения на строительство предоставляется заказчиком гражданам и юридическим лицам в соответствии с требованиями к визуальной информации данного вида, установленными органами архитектуры и градостроительства. Заказчик обязан предоставить информацию о сроках начала строительства в соответствующие органы архитектуры и градостроительства.

Орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство в случаях:

— несоответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка;

— несоответствия проектной документации строительным нормам и правилам.

Разрешение на строительство выдается на срок не более чем три года. Разрешение на строительство может быть продлено на основании заявления заказчика. Порядок и срок продления действия разрешения на строительство устанавливаются органами местного самоуправления.

Разрешение на строительство не требуется в случае, если работы по строительству и реконструкции объектов недвижимости не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности зданий, строений и сооружений, а также в случае возведения временных зданий, строений и сооружений на площадках, необходимых для организации строительных работ.

Читайте также:  Переоформление квартиры на другого собственника цена

При переходе прав собственности на объекты недвижимости действие разрешения на их строительство сохраняется. Данное разрешение на строительство подлежит повторной регистрации.

Контроль за осуществлением работ по строительству и реконструкции объектов недвижимости в соответствии с разрешением на строительство, а также градостроительными регламентами, со строительными нормами и правилами возлагается на соответствующие органы архитектуры и градостроительства и органы государственного архитектурно-строительного надзора РФ.

5. Согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" разработка проектов организации и застройки территории указанных некоммерческих объединений осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил. О порядке выдачи разрешения на строительство см. п. 2 настоящего комментария.

Порядок подготовки проекта организации и застройки территории рассматриваемых некоммерческих объединений, нормативы организации и застройки их территории, а также порядок строительства объектов индивидуального (семейного) и общего пользования в садоводческом некоммерческом объединении определены ст. 32 — 34 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

6. В соответствии с Правилами выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 221, под разрешением на строительство понимается документ, разрешающий осуществлять для федеральных государственных нужд строительство объектов недвижимости федерального значения (включая создание, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение зданий, сооружений и их комплексов) с финансированием полностью или частично за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ.

Специальным разрешением на строительство является документ, разрешающий осуществлять строительство объектов недвижимости федерального значения и любых иных объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения в соответствии со специальными правилами использования территорий и специальными градостроительными нормативами, а также документ, выдаваемый на основании лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне.

Подготовка документов и выдача разрешений (специальных разрешений) на строительство определяются разд. II указанных Правил.

7. Применительно к строительной деятельности в сфере связи порядок ее санкционирования определяется Положением о порядке регистрации начала строительства, проведения экспертизы и выдачи разрешений на эксплуатацию законченных строительством объектов связи, утвержденным Приказом Государственного комитета РФ по связи и информатизации (Госкомсвязи России) от 15 декабря 1997 г. N 61 (в ред. Приказа от 25 июля 1999 г. N 39).

8. Применительно к инвестиционно-строительной деятельности, осуществляемой на территории г. Москвы (за исключением территорий федерального значения), условия выдачи разрешений на строительство определяются Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве, утвержденным распоряжением мэра г. Москвы от 11 апреля 2000 г. N 378-РМ.

В соответствии с приложением 1 к указанному Положению под разрешением на осуществление градостроительной деятельности понимается правовой акт городской администрации о разрешенном использовании градостроительного объекта, являющийся составной частью разрешения на строительство и устанавливающий право застройщика на проведение комплекса работ по осуществлению инвестиционно-строительной деятельности по объекту недвижимости в соответствии с установленными к нему градостроительными требованиями и регламентами.

Разрешением на строительство является комплект документов, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт здания; ремонт, покраску фасадов; установку нестационарных объектов; перепланировку, переоборудование помещений; реконструктивные работы по объекту, строительные работы по использованию, благоустройству территории.

Под разрешением (ордером) на производство работ понимается документ, являющийся составной частью разрешения на строительство и выдаваемый специально уполномоченными Правительством Москвы органами контроля и надзора, дающий разрешение на производство отдельных видов строительных работ в соответствии с разрешением на осуществление градостроительной деятельности, согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документацией.

В соответствии с данным Положением проведение строительных работ по объектам на территории г. Москвы производится исключительно на основании установленного (оформленного) права на их проведение и в соответствии с согласованной и утвержденной документацией, кроме случаев, где в зависимости от вида работ оформления разрешения не требуется.

Заказчик вправе осуществить строительство, реконструкцию или иной вид строительных работ по объекту при наличии документов, исчерпывающий перечень которых определен п. 2 Положения.

9. Правовые последствия несанкционированного строительства определены п. 2 ст. 222 ГК. В частности, данным предписанием ГК предусмотрен снос самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.

10. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц Госстроя России, указанных в ч. 2 ст. 23.56 КоАП.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector