Хищение электроэнергии коап рф

Самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 307-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 307-ФЗ.

Комментарий к статье 7.19 КоАП РФ

1. Объект правонарушения — отношения в области энергосбережения и газоснабжения. Комментируемая статья призвана обеспечить эффективное использование стратегических видов энергетических ресурсов.

Для регулируемой данной статьей сферы отношений ключевыми являются Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении" и Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в РФ".

Основания и порядок расходования, а также учет электрической и тепловой энергии регулируются Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 317, Правилами учета газа от 14 октября 1996 г., Правилами учета тепловой энергии и теплоносителей от 12 сентября 1995 г., Правилами учета электрической энергии от 26 сентября 1996 г., Инструкцией о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов от 24 ноября 1992 г.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в следующих противоправных действиях: самовольном подключении к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам; самовольном (безучетном) использовании электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов.

Самовольным признается подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам и газопроводам без соответствующего разрешения уполномоченных органов государственного энергетического надзора.

Под самовольным понимается использование энергии и газа без разрешения соответственно энергоснабжающей или газоснабжающей организацией.

Потребитель обязан подать в энергоснабжающую организацию соответствующее заявление и для получения разрешения на включение новой электропроводки в жилых домах, ранее находившихся в эксплуатации, или в домах, принадлежащих отдельным гражданам на праве личной собственности, а также электропроводки на садовых участках, в гаражах для личных автомашин и т.д.

Квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.19 КоАП РФ, является действие по самовольному подключению к энергетическим сетям, а равно осуществлению самовольного (безучетного) использования электрической энергии, при котором ущерб правонарушителем не причиняется. Примерами могут служить следующие действия:

— гражданин при строительстве своего дома не выполнил технические условия и самовольно подключил вновь построенную электроустановку данного дома к сетям организации без получения на то согласия последней, при этом он не причинил вреда организации, потребляя электроэнергию через счетчик и оплачивая ее;

— электросчетчик у гражданина находился в неисправном состоянии, при этом он опять же оплачивал потребленную электроэнергию и не причинил ущерба организации.

В отношении разграничения административной и уголовной ответственности показательным является следующий пример. Сестрорецким федеральным районным судом Санкт-Петербурга рассматривалось уголовное дело о привлечении Н.В. Иванова за совершение преступления, предусмотренного ст. 165, ч. 2, УК РФ, и В.В. Соколова за совершение преступления, предусмотренного ст. 165, ч. 3, п. "в", УК РФ. Ходатайство защитника о том, что согласно КоАП действия подсудимых стали административным правонарушением, было поддержано государственным обвинителем. Руководствуясь ч. 2 ст. 24 УПК РФ, в соответствии с которой уголовное дело подлежит прекращению в случае, когда до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость деяния были устранены новым уголовным законом, а также ч. 3 названной статьи, Сестрорецкий суд вынес постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования.

В постановлении суд указал, что согласно материалам дела и обвинительному заключению подсудимые В.В. Соколов и Н.В. Иванов органами предварительного расследования обвинялись в совершении деяния по причинению имущественного ущерба владельцу имущества путем обмана при отсутствии признаков хищения группой лиц по предварительному сговору и неоднократно. В судебном заседании было установлено, что подсудимые В.В. Соколов и Н.В. Иванов органами предварительного расследования обвиняются в том, что они самовольно в нарушение договора энергоснабжения подключились к сети энергоснабжения и безучетно использовали электрическую энергию, в связи с чем деяния, инкриминируемые подсудимым В.В. Соколову и Н.В. Иванову, подпадают под признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.19 КоАП РФ.

3. Субъекты данного правонарушения — граждане, должностные лица и юридические лица — пользователи энергетическими сетями, нефтепроводами, нефтепродуктопроводами, газопроводами.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к статье 7.19 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Умышленные действия граждан, должностных лиц, юридических лиц, выразившиеся в несанкционированном подключении к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно действия (бездействие), выразившиеся в безучетном использовании указанными лицами энергоресурсов, совершенные умышленно или по неосторожности, влекут за собой применение мер административной ответственности, предусмотренных данной статьей.

По смыслу комментируемой статьи под газом понимаются природный, нефтяной (попутный) и отбензиненный сухой газы, добываемые и собираемые газонефтедобывающими организациями и вырабатываемые газонефтеперерабатывающими заводами.

Читайте также:  Можно ли в кафе приносить свой алкоголь

Применительно к отношениям в сфере торгового мореплавания под нефтью понимается любая стойкая углеводородная минеральная нефть, в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочные масла (ст. 316 КТМ).

2. По смыслу комментируемой статьи под газопроводами подразумеваются как магистральные газопроводы, так и газопроводы-отводы, находящиеся в собственности или на иных законных основаниях у газотранспортной организации, обеспечивающей транспортировку газа, газораспределительной организации или иных юридических лиц.

В соответствии с Правилами учета газа, утвержденными Министерством топлива и энергетики РФ (ныне — Министерство энергетики РФ) 14 октября 1996 г., учет количества газа, отпускаемого поставщиком газораспределительной организации или потребителю газа (при прямых поставках), должен осуществляться по узлам учета поставщика или потребителя газа. Средства измерений, входящие в комплект узлов учета газа, должны иметь сертификат Госстандарта России об утверждении типа и поверены в органах государственной метрологической службы.

При отсутствии узлов учета у поставщика, их неисправности или отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по данным газораспределительной организации или потребителя газа (по соглашению сторон).

Учет количества газа, подаваемого газораспределительной организацией потребителю газа, должен осуществляться по узлам учета потребителя газа.

При отсутствии узлов учета газа у потребителя, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по проектной мощности установок, исходя из 24 часов их работы в сутки за время неисправности узлов учета газа.

Учет газа должен осуществляться по единому расчетному узлу учета. Как исключение по согласованию с поставщиком и газораспределительной организацией допускается осуществление учета расхода газа по двум расчетным узлам учета в случае значительной удаленности газоиспользующих установок потребителей газа друг от друга.

3. Ответственность за надлежащее состояние и исправность средств измерений и устройств, обеспечивающих учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров, несут владельцы указанных средств (устройств). Несоблюдение этими владельцами названных обязанностей может повлечь за собой применение административных взысканий в соответствии с комментируемой статьей.

4. При поставке газа через трубопроводные сети учет газа регламентируется Правилами поставки газа в Российскую Федерацию, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. N 162.

Учет объема газа, передаваемого покупателю, в указанных случаях производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа.

Договором транспортировки газа на газотранспортную организацию, обеспечивающую транспортировку газа, у которой магистральные газопроводы и газопроводы-отводы находятся в собственности или на иных законных основаниях, либо на газораспределительные организации — специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа, — могут быть возложены обязанности и полномочия по приему-передаче и обеспечению учета поставляемого газа от имени поставщика (покупателя). Поставщик (покупатель), заключивший договор транспортировки газа, уведомляет об этом контрагента.

При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности — по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок, и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.

5. Все пользователи обязаны рационально и эффективно использовать ресурсы электрической и тепловой энергии. Надзор за организацией учета производства и потребления указанных топливно-энергетических ресурсов осуществляется органами и учреждениями госэнергонадзора. Единую систему госэнергонадзора возглавляет структурное подразделение по управлению государственным энергетическим надзором центрального аппарата Министерства энергетики РФ. В состав упомянутой системы входят региональные управления государственного энергетического надзора (территориальные органы Минэнерго России), а также управления государственного энергетического надзора в субъектах РФ (государственные учреждения).

В соответствии с Положением о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г. N 938, главному государственному инспектору по энергетическому надзору Российской Федерации, его заместителям, старшим государственным инспекторам и государственным инспекторам по энергетическому надзору предоставлено право давать организациям обязательные предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов.

6. В соответствии с Положением о порядке осуществления государственного контроля за рациональным и эффективным использованием газа в Российской Федерации, утвержденным Министерством топлива и энергетики РФ (ныне — Министерство энергетики РФ) 12 февраля 1996 г., осуществление контрольных полномочий в данной сфере возложено на Управление государственной газовой инспекции Министерства энергетики РФ (Госгазинспекция России). Объектом контрольных проверок Госгазинспекции является, в частности, соблюдение нормативов потребления газа на собственные нужды организациями, осуществляющими добычу, переработку, хранение газа, и соблюдение допустимых норм потерь газа в газовых сетях; соблюдение газопотребляющими организациями норм и правил использования газа, удельных норм расхода топлива на выработку продукции.

7. По смыслу комментируемой статьи понимается самовольное (безучетное) использование нефти, газа и других указанных в данной статье энергетических ресурсов, статус которых определен Федеральным законом от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении".

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся, в частности:

эксплуатация электрических сетей;

эксплуатация газовых сетей;

эксплуатация тепловых сетей;

транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;

хранение нефти, газа и продуктов их переработки;

переработка нефти, газа и продуктов их переработки.

Лицензирующим органом по данным видам деятельности является Минэнерго России.

Читайте также:  Драка на работе чем грозит

Применительно к пяти рассматриваемым видам деятельности (за исключением деятельности по эксплуатации газовых сетей) лицензионные требования и условия, предъявляемые к лицензиатам, определены соответствующими Положениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637. Самовольное (безучетное) использование лицензиатом энергетических ресурсов, указанных в рассматриваемой статье, квалифицируется как нарушение требований и условий лицензирования и в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой установлены комментируемой статьей (см. также комментарий к ст. 14.1).

8. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц Минэнерго России и его территориальных органов, осуществляющих государственный энергетический надзор (см. комментарий к ст. 23.30).

Комментарии и консультации юристов по ст 7.19 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 7.19 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Коммунальные услуги сегодня стоят дорого, в том числе и электроэнергия. Поэтому жильцы прибегают к разным методам экономии, не всегда законным. В прошлом году подобное учинил мой сосед по площадке. Оказалось, что он сорвал пломбу и просто открутил счетчик назад.

Когда пришли проверять показания, данный факт выяснился, и его привлекли к ответственности за хищение энергии.

Сегодня такие ситуации возникают повсеместно. Слишком высокие начисления и небольшая зарплата у населения приводят к образованию долгов. Вместе с тем, воровство электроэнергии и сегодня считается преступным деянием, последствия которого определяются в судебном порядке.

Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее, а я расскажу, какие виды ответственности предусмотрены законом за подобное правонарушение.

Что следует расценивать как кражу электричества и какая ответственность грозит за подобное деяние виновному лицу

Для начала стоит отметить, что необходимо правильно квалифицировать деяния и установить, является ли оно фактическим преступлением или же нет.

Под воровством электроэнергии стоит понимать расходование электроресурсов или подключение к сети без получения специального разрешения либо использование прибора учета, начисление киловатт по которому происходит в меньших размерах.

Важно! Поскольку речь идет о причинении государству материального ущерба, само деяние может быть квалифицировано как воровство.

Именно по этой причине ответственные лица вправе привлечь виновника к ответственности на следующих законодательных уровнях:

  1. По КоАП.
  2. В рамках действия Уголовного кодекса.
  3. На основании статей Гражданского кодекса.

Несмотря не то, что кража электричества не считается слишком суровым наказанием, ущерб от нелегального использования ресурсов достигает нескольких миллиардов рублей. Наивысшая мера наказания выражается в назначении взыскания. Штраф за воровство электроэнергии в 2019 году максимально может составить до 80 тыс. рублей.

Какие методы для хищения ресурсов используют обыватели

Для учета потребленных МКД, а точнее, каждым подъездом киловатт электричества при входе устанавливается специальный общедомовой счетчик. От него ведется магистральный стояк, от которого и монтируются провода для подачи электричества в каждое жилище.

Потребление ресурсов для каждой квартиры фиксируется на индивидуальном учетном приборе, которым люди и пользуются, чтобы воровать электричество.

В целом, методы хищения бывают разными, и наиболее распространенные можно встретить в следующем списке:

  1. В обход счетчика подсоединяют специальные провода и устанавливают дополнительное устройство (жучок).
  2. Периодически производится переключение к временному счетчику, чтобы иметь возможность обратно отмотать потребленные киловатты.
  3. Магнит. Такое приспособление легко затормозит прибор учета и даже остановит.
  4. Использование нулевого кабеля и подключение к бесконтактной проводке.
  5. Применение прибора, поглощающего электроимпульсы.
  6. Покупка счетчиков, которые изначально настроены на воровство.

Каждый должен понимать, что ресурсы не могут предоставляться бесплатно, и поэтому оплата потребленных киловатт — это обязанность жильцов, а не просто желание.

Внимание! Неуплата за пользование электричеством не может расцениваться как мошенничество, поскольку речь идет совсем о другом законодательном положении.

Мошенничеством будет являться использование специальных устройств для сокрытия объема потребленных киловатт.

Предусмотрена ли уголовная ответственность за хищение электроэнергии

Есть ряд обстоятельств, которые определяют вид ответственности для виновного лица. Уголовное наказание также имеет место, но применяется оно лишь в исключительных ситуациях, а точнее, при наличии двух факторов:

  • потребление электричества имело корыстные цели или злой умысел;
  • размер причиненного ущерба – 250 тыс. рублей и больше.

Право подать заявление на виновное лицо имеет поставщик ресурсов или энергосбытовая компания. Здесь потребуется подтвердить факт реальности мошеннических действий и определить, какой объем ресурсов был похищен при частном потреблении.

Для обнаружения кражи поставщики регулярно проводят проверки приборов учета, и если выявляют неполадки в работе этого устройства, составляют соответствующий акт.

Важно! Дальнейшие действия виновного лица могут быть разными. Оно вправе оспорить выписанный акт в суде либо выплатить долг в полном объеме.

При составлении акта учитывается сумма ущерба. Если она составляет 250 тыс. рублей или превышает эту сумму, то дело будет рассматриваться как уголовное преступление.

Фактические меры наказания

При выяснении факта хищения потребитель будет привлечен к ответственности. Чаще всего речь идет о штрафе, и по ст. 7.19 КоАП РФ за своевольное подключение к сети может составить:

  • физ.лица – 15 тыс. рублей;
  • должностные лица – 80 тыс. рублей;
  • юр.лица – 200 тыс. рублей.
Читайте также:  Что нужно для приобретения охотничьего ружья

При уголовном преступлении в качестве наказания может быть вынесено решение о крупном штрафе или тюремном заключении, о принудительном труде и об административном аресте до 30 суток.

Заключение

Завершая заметку, стоит высказать несколько важных соображений:

  1. Кража электричества — это преступление, которое предусматривает обязательное наказание.
  2. Мера ответственности зависит от того, насколько крупным является хищение и имело ли оно под собой корыстные цели.
  3. В случае превышения суммы кражи 250 тыс. рублей к виновному лицу будет применено уголовное наказание.

3.2. Административная ответственность

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законом (КоАП РФ) установлена административная ответственность.

Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами и не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (пп. 1, 2 ст. 3.1 КоАП РФ). Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Хищение электроэнергии квалифицируется как один из видов административного правонарушения, влекущего за собой взыскание причиненного реального ущерба в гражданском порядке и привлечение виновников к административной ответственности, как правило, к административному штрафу.

Согласно ст. 7.19 КоАП РФ самовольное подключение к электрическим сетям, а равно самовольное (безучетное) использование электрической энергии влечет наложение административного штрафа на граждан от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), на должностных лиц – от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц – от 300 до 400 МРОТ.

Административным правонарушением, косвенно связанным с хищением электроэнергии, является ввод в эксплуатацию электропотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов, что в соответствии со ст. 9.9 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ, на юридических лиц – от 100 до 200 МРОТ.

Однако величины этих штрафных санкций, как правило, несопоставимы с реальной стоимостью похищенной электроэнергии, т. е. занижены (реже – если ущерб меньше штрафа – завышены). Поэтому данный вид административного наказания не может являться основным средством борьбы с расхитителями электрической энергии; он должен служить дополнением к тем мерам, которые предусмотрены (или должны быть предусмотрены) в ведомственных нормативных документах энергоснабжающих организаций.

С целью хищения электрической энергии или еще по каким–либо причинам у счетчика может быть сорвана или повреждена пломба, наложенная правомочным должностным лицом. Если такое деяние совершено умышленно, то оно также является административным правонарушением. В этом случае, даже если не установлен факт хищения электрической энергии, в соответствии со ст. 19.2 КоАП РФ граждане подвергаются административному штрафу в размере от 1 до 3 МРОТ, а должностные лица – от 3 до 5 МРОТ.

Процедура наложения административного штрафа осуществляется в судебном порядке, должна выполняться в соответствии с требованиями, предусмотренными КоАП РФ, и заключается в сборе, оформлении и оценке доказательств факта хищения. Выяснению подлежат характер и размер ущерба, причиненного данным административным правонарушением (ст. 26.1, п. 5). Данные (доказательства) по делу об административном правонарушении устанавливаются соответствующим протоколом и объяснениями виновника, показаниями потерпевших, свидетелей, заключением эксперта и т. д. (ст. 26, п. 2). В протоколе об административном правонарушении должны быть отражены показания приборов учета электроэнергии и период ее хищения (ст. 26, п. 8). Кроме того, в деле должны иметься запросы об административном правонарушении (ст. 26, п. 9), оценка доказательств (ст. 26, п. 11) и ряд других документов.

Такая сложная и продолжительная процедура, связанная с подготовкой к судебному процессу, не позволяет использовать оперативные меры для привлечения граждан или юридических лиц к административной ответственности за хищение электрической энергии. Эта процедура необходима и целесообразна при систематическом хищении электроэнергии в крупных размерах и уклонении виновника от ее оплаты.

Неурегулированные договорные взаимоотношения между потребителями электрической энергии и энергоснабжающими организациями, связанные с обращением в арбитражные суды, возникают по многим причинам, в т. ч.

по содержанию (условиям) договора энергоснабжения, а именно:

из–за количества и качества отпускаемой (потребляемой) электроэнергии;

режимов ее потребления;

порядка оплаты, размеров и порядка взыскания неустоек;

порядка работы энергосбытовых компаний с потребителями–неплательщиками;

включаемых в одностороннем порядке в договор энергоснабжения штрафных санкций к потребителю (второй стороне – участнице договорных отношений), не предусмотренных законодательными и правовыми актами. Фактически энергоснабжающая организация в одностороннем порядке присваивает себе права на санкции к потребителю электрической энергии вплоть до ограничения ее подачи в случаях, не предусмотренных законом;

конфликтных ситуаций, возникающих при определении границ балансового разграничения и эксплуатационной ответственности;

выбора защитной и коммутационной аппаратуры у источников питания и вводных распределительных устройств потребителя;

порядка временного частичного или полного ограничения подачи электрической энергии;

порядка изменения или одностороннего расторжения договора энергоснабжения и др.

Многие потребители электрической энергии (особенно в мелкомоторном секторе), затратившие много времени и немалые материальные средства для подготовки документов на предварительных этапах оформления договора энергоснабжения, готовы подписать любое содержание договора энергоснабжения, не задумываясь о последствиях, возникающих при конфликтных ситуациях в процессе выполнения договорных обязательств.

Как правило, организации – потребители электроэнергии, особенно малоэнергоемкие, не имеют в штате юридического персонала; это часто обуславливает их неправильные действия при разрешении конфликтных ситуаций, в т. ч. при обращениях в арбитражные суды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector