Содержание:
- 1 Нормативное регулирование
- 2 Кто проводит работу по бронированию
- 3 Какие сведения должны быть в организации
- 4 Кого нужно бронировать
- 5 Порядок ведения воинского учета и бронирования в организациях
- 6 Документы для ведения воинского учета в организации в 2019 году
- 7 Обязанности работника, ответственного за военно-учетную работу
- 8 Порядок и правила бронирования граждан, пребывающих в запасе
- 9 Документы, необходимые при бронировании граждан в организации
Нормативное регулирование
Каждая организация должна становиться на учет в военкомат и вести деятельность по воинскому учету, а некоторые — еще и заниматься бронированием граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).
Само бронирование представляет собой:
- определение контингента работников из категории ГПЗ, которые будут выполнять государственные задания в период мобилизации или военное время по специальному перечню должностей и специальностей;
- подбор замены забронированным работникам, чтобы производственный процесс на предприятии не останавливался.
Обязанность по бронированию предусмотрена следующими документами:
- Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
- Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- Указом Президента РФ от 14.08.1992 № 890 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
- Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»;
- Постановлением Правительства РФ от 17.03.2010 № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
- Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе (утверждена Постановлением Межведомственной комиссии (МВК) по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 03.02.2015);
- Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации, 2019).
Чтобы сориентироваться в самом процессе бронирования, потребуется изучить еще:
- Примерное Положение о Комиссии по бронированию военнообязанных субъекта РФ;
- Методические указания о порядке реализации «Основных положений по бронированию военнообязанных в РФ»;
- Территориальный перечень № 77-Т должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе Вооруженных сил РФ и работающие в органах исполнительной власти, органах местного самоуправления Москвы и организациях, находящихся в сфере их ведения или связанных с деятельностью этих органов;
- Методические указания по внедрению, ведению и применению Территориального перечня должностей и профессий, утвержденные Постановлением МВК;
- Перечень должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе, работающие в федеральном органе исполнительной власти и организациях, деятельность которых связана с деятельностью федерального органа исполнительной власти.
Кто проводит работу по бронированию
Если воинский учет ведут все без исключения компании, то бронирование — обязанность не каждого работодателя. Такую работу должны проводить юридические лица и ИП при наличии следующих оснований:
- президентом, правительством, федеральным органом власти либо властями субъекта (региона) РФ подписан договор с компанией о выполнении заказов для государственных нужд в период мобилизации либо в военное время;
- организация участвует в выполнении мобилизационных заданий по кооперации;
- компания наделена определенными полномочиями на период военного времени;
- деятельность организации в военное время позволяет обеспечивать оборону страны и безопасность государства, жизнедеятельность населения, работу органов власти.
Отметим, что все вопросы, которые касаются бронирования ГПЗ, необходимо решать с чиновниками федерального или регионального уровней, а также с военными комиссариатами. Здесь организовывают специальные межведомственные комиссии, которые и определяют, что должна сделать конкретная организация.
Какие сведения должны быть в организации
Чтобы проводить работу по бронированию, ответственному за такие задачи специалисту, обычно это кадровый работник, необходимо иметь следующие данные:
- общее количество работников;
- количество граждан, необходимое для выполнения плана на текущий год;
- количество ГПЗ, имеющих мобилизационные предписания и подлежащих призыву по мобилизации;
- количество ГПЗ, которое необходимо для укомплектования спецформирований;
- количество забронированных ГПЗ, которые останутся работать в сложный период;
- количество не забронированных и не имеющих мобилизационных предписаний ГПЗ, которые временно остаются для работы в организации;
- количество ГПЗ, которыми можно заменить лиц, подлежащих призыву по мобилизации;
- количество водителей, которые уйдут и которые останутся работать в компании.
Кого нужно бронировать
Для бронирования подходят не все ГПЗ. Перечни соответствующих должностей и профессий организации определяют с учетом территориальных списков, утвержденных МВК. Обычно это руководители и различного рода специалисты.
Если в территориальные перечни вносят изменения, новые данные надо уточнить либо в официальных источниках информации, либо в межведомственных комиссиях и комиссариатах.
Нет данных о секретности
о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе
( наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации)
Число обобщенных форм № 6
Число обобщенных КУО
категорий должностей служащих
и профессий рабочих
Из численности всего работающих
граждан, пребывающих в запасе
Из численности граждан, пребывающих в запасе, забронировано:
Численность незабронированных граждан, пребывающих в запасе, не имеющих мобилизационных предписаний
граждан, пребывающих в запасе, имеющих мобилизационные предписания
всего работающих – граждан, подлежащих призыву
Численность прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса, ограниченно годных к военной службе
прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин,
солдат и матросов
прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин,
солдат и матросов
Специалисты — всего из них по основным видам экономической деятельности:
A. Сельское хозяйство
=гр.3+гр.4
D. Обрабатывающие производства
E. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
I. Транспорт и связь
N. Здравоохранение и предоставление социальных услуг
Прочие виды экономической деятельности
в том числе: имеющие тарифные разряды
не имеющие тарифных разрядов
Из численности руководителей, специалистов и рабочих:
Итого (сумма строк 1+2+12+13)
По небронируемым организациям
Всего (сумма строк 22+23)
* по заполнении организацией с количеством забронированных менее 300 граждан, пребывающих в запасе – Для служебного пользования
ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ОТЧЕТА по ФОРМЕ 6
1. Отчет составляется по установленной форме с учетом указаний Межведомственной, территориальной и районной комиссий по бронированию ГПЗ и возможности использования средств вычислительной техники и специального программного обеспечения для его обработки.
2. К категориям работающих, указанных в графе «А» по должностям и профессиям, в соответствии с «Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» и ОКВЭД следует относить:
в строке 1 – руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и их структурных подразделений, наименование должностей которых соответствует коду категории «1» согласно ОКПДТР;
в строке 2 – специалистов, занятых инженерно-техническими, научно-исследовательскими, экономическими, управленческими и другими работами.
Из численности специалистов, включенных в строку 2, выделяются специалисты, указанные в строках 3-11, т. е. строка 2= строка 3+ строка 4+ строка 5+ строка 6+ строка 7+ строка 8+ строка 9+ строка 10+ строка 11;
в строке 3 – агрономов, зоотехников, ветеринарных работников, землеустроителей, мелиораторов и других специалистов, работающих в организациях сельского хозяйства, а также в подсобных сельских и фермерских хозяйствах;
в строке 4 – всех специалистов, работающих в сфере добычи полезных ископаемых;
в строке 5 – всех специалистов, работающих в обрабатывающих производствах;
в строке 6 – всех специалистов, работающих в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды;
в строке 7 – всех специалистов, работающих в строительстве;
в строке 8 – всех специалистов, работающих в области транспорта и связи;
в строке 9 – всех специалистов, работающих в системе образования, а также студентов, курсантов и учащихся предпоследнего и последнего курсов дневных (очных) образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования, аспирантов, обучающихся в очной аспирантуре;
в строке 10 – всех специалистов, работающих в системе здравоохранения и представления социальных услуг;
в строке 11 — всех специалистов, работающих в прочих видах экономической деятельности.
в строке 12 – архивариусов, делопроизводителей, кассиров, секретарей-машинисток, чертежников, учетчиков, табельщиков и других работников, относящихся к служащим, осуществляющих подготовку и оформление документации, хозяйственной обслуживание, учет и контроль. Данная строка самостоятельная.
в строке 13 – всех рабочих (сумма строк с 14 по 19 включительно);
в строке 14 – рабочих, имеющих тарифные разряды, (например: сварщики 1,2.3 разряда, повара различных разрядов) кроме рабочих указанных в строках 16,17,18, 19 ;
в строке 15 – рабочих, не имеющих тарифные разряды, кроме рабочих, указанных в строках 16.17,18, 19;
в строке 16 – рабочих, занятых в растениеводстве, животноводстве и других производственных отраслях сельского хозяйства, независимо от тарифных разрядов и не предусмотренных другими строками настоящего отчета, работающих на предприятиях и в организациях, указанных в пояснениях к строке 3;
в строке 17 – машинистов и помощников машинистов электровозов, тепловозов, дизельных поездов, электросекций, паровозов и мотовозов;
в строке 18 – водителей автомобилей, включая работающих на специальных машинах, смонтированных на автомобильных шасси;
в строке 19 – трактористов, скреперистов, бульдозеристов, грейдеристов и других рабочих, работающих на механизмах, смонтированных на тракторах;
в строке 20 – летно-подъемный состав средств воздушного сообщения;
в строке 21 – личный состав экипажей плавсредств, в том числе и технических средств;
в строке 22 – «Итого» сумма строк 1+2+12+13;
в строке 23 – в графы 1-5 и 9-11 включаются сведения из карточек учета организаций (форма №18) о количестве работающих и ГПЗ, а также не имеющих мобилизационных предписаний, имеющих мобилизационные предписания и подлежащих призыву на военную службу, суммарно по организациям, в которых не проводится бронирование. Графы 6-8 не заполняются;
в строке 24 – «Всего» (сумма строк 22+23)
3. Заполнение вертикальных граф необходимо производить с соблюдением следующих требований:
в графу 1 «Всего работающих» включаются все работающие и учащиеся мужчины и женщины всех возрастов, как ГПЗ, так и граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности в мирное и военное время, и граждане, подлежащие призыву на военную службу, по состоянию на 1 января; а также студенты, курсанты и учащиеся предпоследнего и последнего курсов дневных (очных) образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования, аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре.
Логическая связь с карточкой учета организации: строка 24 графы 1 (всего работающих) равна количеству «Всего работающих» карточки учета организации.
Работающие по совместительству или на сезонных работах, а также слушатели заочных и вечерних образовательных учреждений, включаются в отчет организаций по месту их основной работы.
В графу 2 «Всего» (сумма граф 3+4) включается численность ГПЗ из числа всего работающих в организациях;
В численность ГПЗ не включаются:
ГПЗ, достигшие предельного возраста пребывания в запасе и подлежащие снятию с воинского учета;
ГПЗ, снятые с воинского учета по состоянию здоровья;
лица призывного возраста, состоящие на воинском учете граждан, подлежащих призыву на военную службу;
Имеется логическая связь с показателями карточки учета организации:
— строка 24 графы 2 (всего из численности граждан, пребывающих в запасе) равна количеству указанных в пункте 10.1. «Граждан, пребывающих в запасе» указанных в карточке учета организации»;
— строка 24 графы 3 (офицеров и генералов) равна количеству указанных в пункте 10.1. А — «Офицеров и генералов»;
— строка 24 графы 4 (прапорщики, мичманы, сержанты, старшины, солдаты и матросы) равна количеству указанных в пункте 10.1. Б — « прапорщики, мичманы, сержанты, старшины, солдаты и матросы»;
— строка 24 графы 5 (численность прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдатов и матросов запаса ограниченно годных к военной службе) равна количеству указанных в пункте 10.1 «В том числе ограниченно годных к военной службе».
В графу 6 «Всего» (сумма граф 7+8) включается численность забронированных ГПЗ. В это число не включаются забронированные ГПЗ, которые снимаются после 1 января отчетного года с воинского учета в связи с достижением ими предельного возраста пребывания в запасе.Строка 24 графы 6 (забронировано) равна количеству граждан, указанных в пункте 10.5 «Забронировано граждан, пребывающих в запасе» карточки учета организации.
В графу 9 включается численность незабронированных ГПЗ, не имеющих мобилизационных предписаний. Строка 24 графы 9 равна количеству граждан, указанных в пункте 10.2. «Незабронированных граждан, пребывающих в запасе, не имеющих мобпредписаний» карточки учета организации.
В графу 10 включается численность ГПЗ, имеющих мобилизационные предписания. Строка 24 графы 10 равна количеству граждан, указанных в пункте 10.3. «Незабронированных граждан, пребывающих в запасе, имеющих мобпредписания» карточки учета организации.
В графу 11 включаются лица призывного возраста, имеющие удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу. Строка 24 графы 11 равна количеству граждан, указанных в пункте 10.4. Подлежащих призыву на военную службу карточки учета организации.
В графе 12 «Примечание» указывается потребность в руководителях. Специалистах, служащих, рабочих на особый период.
Отчет подписывается руководителем или заместителем руководителя органа государственной власти или организации.
4. Арифметические и логические связи, которые необходимо соблюдать при составлении отчета:
по вертикальным графам:
гр.1> = гр.2 (численность всего работающих больше или равна численности всего ГПЗ);
гр.2> = гр.3 (численность всего ГПЗ больше или равна численности офицеров из числа ГПЗ);
гр.2> = гр.6 (численность всего ГПЗ больше или равна численности всего забронированных);
гр.2> = гр.6+гр.9+гр.10 (численность всего ГПЗ = численность всего забронированных + численность незабронированных ГПЗ, не имеющих мобпредписания + численность ГПЗ, имеющих мобпредписания);
гр.3> = гр.7 (численность офицеров, пребывающих в запасе, больше или равна численности забронированных офицеров);
гр.4> = гр.8 (численность прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов, пребывающих в запасе, больше или равна численности прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов забронированных);
гр.4> = гр.5 (численность прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов, пребывающих в запасе, больше или равна численности прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов, ограничено годных к военной службе);
гр.1> = гр.2+гр.11 (численность всего работающих всегда больше или равна численности всего ГПЗ + численность граждан, подлежащих призыву на военную службу).
строка 2 = сумме строк 3-11 (численность специалистов равна сумме специалистов всех видов экономической деятельности);
строка 13 = сумме строк 14-19 (численность рабочих – всего равна сумме рабочих, имеющих тарифные разряды, не имеющих тарифных разрядов, сельскохозяйственного производства, локомотивных бригад, водителей и трактористов).
Примечание. В строки 1-22 вносятся данные организаций, где осуществляется бронирование ГПЗ.
Каждый работодатель должен вести воинский учет своих сотрудников. Порядок осуществления данной процедуры подробно описан в ФЗ «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», в «Положении о воинском учете».
За состояние воинского учета в организации отвечают руководители организаций. В отличие от бронирования граждан, пребывающих в запасе, воинский учет должен осуществляться в каждой компании.
Узнать, обязана ли ваша компания это делать, можно в территориальной комиссии по бронированию, так как информации об этом в открытом доступе нет. В соответствии с п. 1 ст. 23 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 26.02.1997 № 31-ФЗ под бронированием понимается перечень мероприятий, проводимых в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки (п. 2 ст. 23 Закона о мобилизации).
Ведение воинского учета в организациях любой организационно-правовой формы должно начинаться с момента внесения данных о компании в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Порядок ведения воинского учета и бронирования в организациях
После постановки организации на воинский учет руководителю необходимо оформить трудовые отношения с работником, ответственным за военно-учетную работу.
В соответствии с п. 18 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях», утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 г., число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом следующих норм:
- 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству (при наличии на воинском учете менее 500 граждан);
- 1 освобожденный работник (при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан);
- 2 освобожденных работника (при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан);
- 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.
Документы для ведения воинского учета в организации в 2019 году
После оформления трудовых отношений с работником, ответственным за военно-учетную работу, необходимо разработать и предоставить в военный комиссариат следующие документы :
- приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- функциональные обязанности работника, ответственного за военно-учетную работу;
- план работ по ведению воинского учета и бронированию граждан в организации;
- экземпляр карточки учета организации.
Приказ об организации воинского учета, план работ и функциональные обязанности предоставляются в военный комиссариат для ознакомления и проставления отметки об ознакомлении, а потом возвращаются обратно в организацию на хранение.
Обязанности работника, ответственного за военно-учетную работу
На работника, ответственного за воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе, ложатся следующие обязанности :
- заполнять и вносить изменения в личные карточки по форме Т-2 (раздел 2);
- уведомлять военные комиссариаты о приеме и увольнении граждан, состоящих на воинском учете;
- направлять по запросам военных комиссариатов необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
- направлять в военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а также списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет;
- сверять сведения, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в военных билетах или удостоверениях призывников;
- сверять сведения, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах военных комиссариатов;
- оповещать граждан о вызовах в военные комиссариаты или органы местного самоуправления и обеспечивать их своевременную явку.
Порядок и правила бронирования граждан, пребывающих в запасе
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, может осуществляться:
- по перечню должностей и профессий, утвержденному Постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования;
- персонально в отношении отдельных работников.
Наиболее распространенным способом бронирования в организациях граждан, пребывающих в запасе, является бронирование по перечню должностей и профессий. Организация вправе оформлять персональные отсрочки от призыва только в отношении квалифицированных работников, не подпадающих под бронирование в соответствии с Перечнем должностей и профессий, утвержденным Межведомственной комиссией по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе.
Для получения персональных отсрочек организация должна направить в районную комиссию по бронированию список граждан, которым требуются персональные отсрочки.
Документы, необходимые при бронировании граждан в организации
Организации, осуществляющие бронирование граждан, пребывающих в запасе, должны разрабатывать дополнительные документы, регламентирующие порядок выдачи работникам, состоящим на воинском учете, удостоверений об отсрочке от призыва по мобилизации и в военное время:
- приказ о порядке оформления и выдачи удостоверений;
- план мероприятий по вручению удостоверений;
- план замены специалистов, призываемых на военную службу по мобилизации и в военное время;
- список уполномоченных по вручению удостоверений забронированным гражданам, пребывающим в запасе.
Для получения удостоверений об отсрочке от призыва в военный комиссариат нужно предоставить:
- военные билеты и личные карточки работников, которых нужно поставить на специальный воинский учет (забронировать);
- список работников.
Оформлять гражданам, пребывающим в запасе, удостоверения об отсрочке от призыва нужно в течение 10 дней с момента окончания испытательного срока при приеме на работу или со дня приема на работу военнообязанного работника, если испытательный срок не установлен.
На этой странице вы можете не только ознакомиться с инструкцией по ведению воинского учета и бронированию граждан, но и скачать необходимый документы в формате Word или PDF.