Административный проступок – это виновное деяние (действие или бездействие), нарушающее правила, охраняемые мерами административной ответственности . также это посягательства на общественный порядок, права или свободу граждан и другое.
Действия совершены лицом или группой лиц умышленно или по неосторожности за которое применяется административная ответственность ( применяется к лицам от 16 лет и далее).
Административный проступок менее общественно опасен, чем уголовное преступление.
Наличие вины — обязательный признак административного правонарушения.
Согласно ст. 3.2 КоАП РФ, за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
1. предупреждение;
2. административный штраф;
3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6. административный арест;
7. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8. дисквалификация;
9. административное приостановление деятельности.
Административный проступок необходимо отличать также от дисциплинарных проступков, т.е. нарушений трудовой, воинской, учебной дисциплины, являющихся основанием для привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Получить дополнительную консультацию по тел: +7 (999) 927- 56-96
- Автострахование
- Жилищные споры
- Земельные споры
- Административное право
- Участие в долевом строительстве
- Семейные споры
- Гражданское право, ГК РФ
- Защита прав потребителей
- Трудовые споры, пенсии
- Главная
- Статьи и комментарии ПЦ "Логос"
- Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
Признаки административного правонарушения
Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.
1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;
2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).
Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.
Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).
Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).
4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.
Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.
Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.
Состав административного правонарушения
Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.
Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.
Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.
1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.
Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.
Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.
Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.
Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.
2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.
Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.
Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ ("Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего") не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.
Материальный состав правонарушения
Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.
Формальный состав правонарушения
Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:
- Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
- Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
- Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
- Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
- Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
- Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
- и т.д.
Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения
К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак "характер совершения"), и именно в общественных местах (признак "место").
3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.
Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.
Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.
Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.
4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.
Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).
- Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
- Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
- Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
- Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".
Виды административных наказаний по КоАП РФ
Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).
Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).
Рекомендуем по теме:
Александр Отрохов, Правовой центр "Логос", 12.04.2015г.
— в РФ это посягающее на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена ответственность административная (ст. 10 КоАП). Законодатель использует в качестве синонимов термины «А.п.» и «административный проступок», четко отграничивая их от деликтов, предусмотренных УК. Деяние признается А.п. при условии, что оно нарушает определенные права или правила в определенных сферах общественной жизни. Правила, нарушение которых образует состав А.п., весьма разнообразны: от санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических до решений местных референдумов, собраний (сходов) граждан. Правила эти могут устанавливаться федеральным законодательством, законами субъектов Федерации, органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Для того чтобы деяние гражданина в форме действия или бездействия могло быть признано А.п., оно должно быть квалифицировано как невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний, содержащихся в таких правилах. Сюда относятся: несоблюдение норм поведения в общественных местах, на общественном транспорте, нарушения правил дорожного движения, пожарной безопасности, торговли, несоблюдение требований законодательства в сфере охраны здоровья населения, окружающей среды, природопользования, охраны памятников истории и культуры и т.п. Конституция РФ (ст. 15) обязывает граждан соблюдать законы. Выполнение этой обязанности обусловливает необходимость соблюдения всех норм и правил, принятых в установленном законом порядке. Только виновное деяние может быть признано А.п. Вина в форме умысла или неосторожности (ст. 11,12 КоАП) — обязательный признак А.п. И наконец, А.п. должно быть противоправным, т.е. деянием, запрещаемым законом или другим нормативным актом. Его противоправность вытекает из социальной характеристики административного проступка как деяния, противоречащего интересам личности, общества и государства. Степень этого противоречия не достигает признака общественной опасности. Поэтому в ст. 10 КоАП, дающей понятие А.п., в отличие от ст. 14 УК, не содержится указания на общественную опасность. Введение в новом уголовном законодательстве РФ квалификации преступлений по степени общественной опасности (ст. 15 УК) провело четкую разграничительную линию между уголовными преступлениями и административными правонарушениями. В отличие от уголовного права нормы, устанавливающие А.п., не кодифицированы в единый акт. Законодательство об А.п. — это система нормативных актов, определяющих принципы и общие положения административной ответственности, совокупность составов А.п., перечень органов, уполномоченных рассматривать дела об А.п. и регламентирующих производство по делам об А.п. Основным федеральным актом, устанавливающим административную ответственность, является КоАП, принятый 20 июня 1984 г. и введенный в действие с 1 января 1985 г. КоАП состоит из Общих положений, Общей части и Особенной части. В Общих положениях излагаются задачи законодательства об А.п., компетенция и полномочия органов государственной власти в области А.п. В Общей части формулируются: понятие А.п.; круг субъектов административной ответственности; перечень взысканий; правила наложения взысканий. Особенная часть состоит из систематизированного перечня А.п. Кроме того, в КоАП дается перечень органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об А.п., регламентируется порядок производств по этим делам, исполнительное производство. Поскольку административное законодательство относится к совместной компетенции РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ), нормы об А.п. широко представлены в законах республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального подчинения (Москвы и Санкт-Петербурга). Органами представительной власти субъектов РФ устанавливается административная ответственность за нарушение правил дорожного движения, правил торговли, законодательства об охране природы, экологической безопасности и др.
Смотреть значение Административное Правонарушение (административный Проступок) в других словарях
Проступок — провинность
грех
грешок
прегрешение
согрешение
Словарь синонимов
Административный — административная, административное (офиц.). 1. Прил. к администрация. отдел исполкома. Административные органы. || Относящийся к системе управления, к органам администрации.
Толковый словарь Ушакова
Административный Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: администрация, связанный с ним. 2. Свойственный администрации, характерный для нее.
Толковый словарь Ефремовой
Командно-административный Прил. — 1. Основанный на принципах жесткого администрирования.
Толковый словарь Ефремовой
Правонарушение Ср. — 1. Нарушение права, действующих правовых законов; преступление.
Толковый словарь Ефремовой
Проступок М. — 1. Поступок, нарушающий какие-л. нормы, правила поведения.
Толковый словарь Ефремовой
Административный — -ая, -ое.
1. к Администрация. А-ая власть. А-ая должность. А-ые органы. // Осуществляемый администрацией или по её распоряжению (о мерах наказания работников предприятий.
Толковый словарь Кузнецова
Командно-административный — > -ая, -ое. = Администрати́вно-кома́ндный.
Толковый словарь Кузнецова
Административное Взыскание — — мера ответственности за совершение административного правонарушения. Кодексом РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены следующие А. в.: а)
предупреждение;.
Экономический словарь
Административное Выдворение За Пределы Российской Федерации — — вид административного взыскания, применяющийся к иностранным гражданам и лицам без гражданства. А. в. заключается в принудительном и контролируемом их перемещении.
Экономический словарь
Административное Задержание — — одна из мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении —
задержание физического лица или должностного лица, в отношении которого имеются.
Экономический словарь
Административное Правонарушение — —
правонарушение, посягающие на установленный законом государственный или общественный
порядок, на отношения, складывающиеся в
процессе исполнительной.
Экономический словарь
Административный Арест — — наиболее строгий вид административного взыскания. Устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.
Экономический словарь
Административный Кодекс — систематизированное изложение правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с совершением административных проступков и применением мер административной.
Экономический словарь
Административный Округ — — в Москве одна из территориальных единиц города, образованная для административного управления соответствующими территориями, координации деятельности администрации.
Экономический словарь
Административный Премьер (премьер-министр) — — в конституционном праве —
термин, применяемый для обозначения должности премьер-
министра в ряде президентских республик (Египет, Перу, Турция, Казахстан, Узбекистан.
Экономический словарь
Административный Процесс — — деятельность государственных органов по разрешению конкретных административных дел в сфере государственного управления. По
нормам А.п. рассматриваются, например.
Экономический словарь
Акт Административный — документ государственного учреждения, направленный на установление, изменение или прекращение конкретного правоотношения. Юридическое значение А.а. определяется.
Экономический словарь
Акт, Административный — — акт органа государственного управления, который в отличие от нормативного акта имеет своей
целью
установление,
изменение или
прекращение конкретного.
Экономический словарь
Арбитражный Управляющий (временный Управляющий, Административный Управляющий, Внешний Управляющий Ил — Гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом.
Экономический словарь
Арест Административный — административное взыскание, применяемое за некоторые виды административных правонарушений.
Экономический словарь
Правонарушение — правонарушения, ср. (право). Действие, нарушающее право, закон и идущее вразрез с общественными отношениями, нормируемыми правом.
Толковый словарь Ушакова
Взыскание Административное — мера воздействия с целью наказания виновного за совершение административных правонарушений.
Экономический словарь