Содержание:
- 1 Подписка на новости
- 2 Что характеризует государственный пенсионный фонд?
- 3 Что представляет собой негосударственный пенсионный фонд?
- 4 Сравнение
- 5 В чем отличия государственных и негосударственных фондов?
- 6 Достоинства государственной пенсионной системы
- 7 Достоинства негосударственных субъектов пенсионного страхования
- 8 Что лучше выбрать?
Подписка на новости
Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.
23 октября 2017 09:18
Как выбрать управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд для формирования накопительной пенсии?
В чем разница между государственным пенсионным фондом и негосударственным? М. Монгуш, Кызыл
Отвечает руководитель группы по инвестированию пенсионных накоплений ОПФР по Республике Тыва Чимис Эрес-ооловна Монгуш.
Вы можете спросить «Зачем мне слушать про пенсию сейчас, когда мне всего 20,30 или 40лет и до нее еще, ох, как далеко?!» Но не торопитесь отмахиваться от этой темы. Это здорово, что вам до пенсии пока далеко! Ведь, чем раньше начнете задумываться о будущей пенсии, тем больше успеете сделать, чтобы увеличить ее размер.
- Для этого необходимо контролировать платит ли работодатель взносы за Вас в ПФР.
- Грамотно управлять своими пенсионными накоплениями.
Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) действует в России с 2002 года и базируется на страховых принципах: основой будущей пенсии гражданина являются страховые взносы, которые уплачивают за него работодатели в течение всей трудовой жизни.
Чтобы стать участником системы ОПС и формировать свои пенсионные права, нужно быть зарегистрированным в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР. В этой системе в течение всей трудовой деятельности гражданина фиксируются данные, необходимые для назначения, выплаты и перерасчета пенсии: о стаже, периодах трудовой деятельности и местах работы, и в первую очередь – о страховых взносах, поступивших в фонд его будущей пенсии.
Страховые взносы в ОПС работодатели платят по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.
Важно знать! В 2014 — 2019 годах по решению государства все средства страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии, т.е. все 22% идут на формирование только страховой пенсии.
Накопительная часть будущей пенсии формируется у работающих граждан 1967 года рождения и моложе, а также у участников Программы государственного софинансирования пенсий, уплачивающих дополнительные страховые взносы.
Граждане, у которых формируются средства пенсионных накоплений в системе ОПС, вправе передавать эти средства страховщику для инвестирования на финансовом рынке государственной или частными управляющими компаниями. Страховщиком пенсионных накоплений может быть Пенсионный фонд России или негосударственный пенсионный фонд, входящий в систему гарантирования прав граждан. ПФР инвестирует пенсионные накопления через государственную управляющую компанию «Внешэкономбанк» и частные управляющие компании.
В Российской Федерации есть два типа пенсионных фондов — государственный (ПФР) и негосударственные (НПФ).
Государственный пенсионный фонд
В России на данный момент работает только один государственный пенсионный фонд — Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). ПФР является крупнейшей федеральной системой оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России. Пенсионный фонд России входит в бюджетную систему страны и выполняет широкий круг социально значимых задач, связанных с пенсионным обеспечением и пенсионным страхованием граждан РФ.
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)
Негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения. На рынке пенсионного страхования НПФ осуществляют несколько видов деятельности, в том числе деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения. НПФ, как и ПФР, может выступать страховщиком гражданина в части его пенсионных накоплений. По достижении человеком пенсионного возраста НПФ обязан выплачивать накопительные пенсии, исходя из размера накоплений гражданина, сформированных на его счете в НПФ.
В чем отличие государственного пенсионного фонда от негосударственного
Главное отличие государственного пенсионного фонда от негосударственного в том, что ПФР включен в бюджетную систему и полностью подотчетен государству, а НПФ —не входит в бюджетную систему РФ и является частной компанией.
Выбор НПФ только за Вами
Необходимо внимательно подходить к выбору негосударственного пенсионного фонда (НПФ), принимать во внимание опыт, репутацию НПФ и показатели доходности от инвестирования пенсионных накоплений. Полная информация о негосударственных пенсионных фондах размещена на сайте Банка России и на сайтах самих НПФ. Список негосударственных пенсионных фондов, которые вошли в систему гарантирования прав застрахованных лиц, размещен на сайте Банка России и Агентства по страхованию вкладов.
Выбор страховщика – это личное решение гражданина. Требовать перевода средств пенсионных накоплений в НПФ не имеют права ни работодатель, ни агентства по трудоустройству, ни коммерческие банки при кредитовании.
Варианты подачи заявлений о переводе пенсионных накоплений в УК и НПФ:
Через клиентскую службу ПФР или МФЦ
-
Заявление можно подать как лично, так и через представителя.
Через интернет
-
Подать электронное заявление можно через Единый портал государственных услуг или Личный кабинет гражданина на сайте ПФР. И в том, и в другом случае электронное заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.
По почте
-
В этом случае установление личности гражданина и проверка подлинности его подписи осуществляется нотариусом или в установленном законодательстве порядке.
Если Вы принимаете решение о смене страховщика, то есть о переводе средств пенсионных накоплений из ПФР в НПФ или из НПФ в ПФР, чтобы избежать потери инвестиционного дохода или убытков от инвестирования пенсионных накоплений, рекомендуется подавать заявление о переходе к новому страховщику через пять лет. Менять страховщика, переводя свои пенсионные накопления чаще одного раза в пять лет, не выгодно. Такой переход повлечет за собой уменьшение суммы пенсионных накоплений гражданина.
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете обратиться в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва по адресу: г.Кызыл, ул.Кочетова, д.18, каб. 308, тел. (394 22) 9-61-20.
В России есть два типа пенсионных фондов — государственный (ПФР) и негосударственные, представленные на рынке в большом многообразии. В чем специфика работы каждого типа учреждений?
Что характеризует государственный пенсионный фонд?
В России на данный момент работает только один государственный пенсионный фонд — ПФР. Он представляет собой полностью подчиненную органам власти финансовую организацию, которая входит в бюджетную систему страны и выполняет широкий круг социально-экономических задач, связанных с денежным обеспечением пожилых граждан РФ.
Пенсионный фонд России снабжает пожилых россиян соответствующим денежным обеспечением как за счет накоплений, которые граждане собирают на личных счетах данной организации в течение рабочего стажа, так и посредством инвестирования располагаемых денежных средств в различные прибыльные активы. ПФР при этом взаимодействует с Государственной управляющей компанией и не выстраивает отношений с частными УК.
Для гражданина главное преимущество размещения пенсии в ПФР — надежность. Данный фонд практически не может прекратить свою деятельность, поскольку государство так или иначе будет поддерживать его работу. Функционирование ПФР в достаточной мере прозрачно, принципы начисления пенсии специалисты этого учреждения всегда готовы разъяснить обратившемуся гражданину.
Одним из недостатков размещения пенсии в ПФР можно назвать наличие существенных препятствий для формирования накопительной части пенсии — как раз таки той, что пополняется за счет инвестирования, а также за счет личных взносов гражданина. Вместе с тем страховая часть пенсии при достаточном объеме стажа и зарплаты человека вполне может быть весьма приличной и не уступать соответствующей сумме, сконцентрированной на накопительном аккаунте.
Что представляет собой негосударственный пенсионный фонд?
Данного типа организации решают, в принципе, те же социальные задачи, что и ПФР, но при этом их собственность принадлежит частным лицам или корпорациям. Главное направление деятельности НПФ — реализация программ накопительного пенсионного страхования. То есть работа НПФ в преобладающей степени связана с увеличением объема пенсий граждан, которые находятся в юрисдикции соответствующих фондов.
Негосударственные фонды могут взаимодействовать, таким образом, с несколькими управляющими компаниями и выбирать из них ту, которая оказывается способной обеспечить наибольшую прибыльность пенсионных инвестиций.
НПФ юридически независимы от ПФР и органов власти, но контрольный пакет акций в них зачастую принадлежит и госпредприятиям. В этом случае взаимосвязь НПФ и государства все-таки присутствует, и она способна влиять на расстановку приоритетов в деятельности соответствующих фондов.
Сравнение
Главное отличие государственного пенсионного фонда от негосударственного в том, что ПФР включен в бюджетную систему и полностью подотчетен государству, а НПФ — это частная компания (хотя контрольный пакет ее акций может принадлежать госкорпорации). Данный нюанс предопределяет иные различия между ПФР и НПФ — в частности, в политике инвестирования пенсионных накоплений.
Определив то, в чем разница между государственным и негосударственным пенсионным фондом прослеживается принципиально, зафиксируем основные выводы в таблице.
Гражданам, имеющим российское гражданство, и рожденным после 1967 года, предоставлена возможность обеспечить свою пенсию с максимально выгодными условиями. В результате принятия ряда положений пенсионной реформы с 2002 года все будущим пенсионерам стал доступен выбор пенсионного фонда по своему усмотрению.
Более того, все работоспособные лица имеют право определять величину накопительной и страховой части своей будущей пенсии, влияя таким образом на размер пенсионных выплат в будущем.
Вопросы формирования пенсионных выплат наряду с центральным органом этой системы — ПФР — были доверены и учреждениям негосударственного формата — НПФ. Значительно расширившиеся возможности многих плательщиков пенсионных страховых взносов поставили перед выбором — что для них лучше — государственный пенсионный фонд или негосударственный?
В чем отличия государственных и негосударственных фондов?
Принципы работы обеих категорий пенсионных фондов в основном идентичны. В обоих случаях страхователь переводит установленную сумму взносов для пополнения лицевого счета, который имеется у каждого гражданина.
Однако имеются для обоих видов фондов отличия законодательного и правового характера. Государственная структура полностью зависит от принятых на правительственном уровне решений и также полноценно контролируется федеральными органами. В то же время контроль за работой фондов негосударственного формата осуществляется лишь частично.
При этом в некоторых вопросах НПФ имеют большую свободу в отношении принятия решений.
Для застрахованных лиц значение имеют несколько критериев, составляющих список, определяющий, что лучше — государственный пенсионный фонд или негосударственный. Вот в чем выражаются отличия, играющие ключевую роль в выборе пенсионного фонда:
- Стабильность работы самого учреждения;
- Надежность в отношении пенсионных выплат;
- Возможности инвестирования в доходные инструменты;
- Рентабельность вносимых пенсионных взносов и величина пенсионных выплат;
- И, безусловно, важным является факт наличия гарантий фонда перед своими застрахованными лицами и страхователями.
В то же время и страхователей могут интересовать некоторые вопросы, касающиеся того, что лучше предпочесть — государственный ПФ или фонд негосударственный пенсионного страхования. Интерес страхователей лежит, прежде всего, в области полномочий, предоставленных разным категориями фондов. Это вызвано тем, что фонды пенсионного страхования, выступающие в роли страховщиков, имеют определенные права и даже обязанности в отношении проведения проверок страхователей, регулярности и прозрачности поступления страховых взносов, состояния финансовой документации по выплате взносов. Такие процедуры не доставляют огромного восторга работодателям, и потому им удобнее было бы сотрудничать с максимально лояльными структурами.
Узнайте также о том, кто такие агенты пенсионного страхования из следующего источника.
Достоинства государственной пенсионной системы
Многие десятилетия эта структура развивалась так, чтобы все люди пенсионного возраста могли бы иметь гарантированный пенсионный доход. Причем зачастую самих будущих пенсионеров никто и никогда не спрашивал относительно их приоритетов в вопросах пенсионного обеспечения.
С начала третьего тысячелетия реформирование этой устаревшей системы привело к тому, что уже с 2012 года был изменен алгоритм перераспределения страховых взносов на лицевом номере СНИЛС. Если ранее страхователь уплачивал за каждого своего сотрудника 22% от размера его заработной платы, то теперь это может делать и само застрахованное лицо, что дает возможность обеспечить себе пенсию даже неработающим гражданам.
Пенсионный фонд государственной структуры определенно выигрывает в отношении стабильности своей работы. Все его действия регламентируются на правительственном уровне, что и служит гарантией стабильного и надежного обслуживания граждан.
Однако за такую стабильность застрахованным лицам приходится в некотором смысле платить. Точнее — им приходится жертвовать частью доходности своих пенсионных накоплений. При всей стабильности и гарантиях надежности главный фонд пенсионного обеспечения не может продемонстрировать высокую степень рентабельности. Это вызвано ограничениями в выборе инвестиционных инструментов. ПФР имеет право лишь на небольшую часть из них:
- Облигации федерального займа;
- Муниципальные облигации;
- Акции ведущих российских государственных корпораций;
- Ценные бумаги по долевым паям.
Все эти инструмент могут контролироваться на государственном уровне, что исключает риски рыночного характера. А значит — вкладчик может быть уверен, что его деньги не исчезнут бесследно из государственного фонда, и пенсионные выплаты будут производиться гарантированно. К тому же управлением инвестиционных средств государственного фонда занимается ограниченное число управляющих компаний, и основная доля капитала приходится на государственный субъект «Внешэкономбанк», что в большой степени обеспечивает безопасность средств.
Кроме того, эта структура солидарна с государственной экономической политикой, а само государство несет субсидиарную ответственность перед застрахованными лицами за все действия центрального пенсионного фонда РФ.
Но как бы ни были привлекательны достоинства пенсионной государственной структуры, ее доходность оставляет желать лучшего. На нынешний момент рентабельность пенсионных накоплений в государственном ПФ составляет всего 7,0% годовых. А это никак не может покрывать убытки по инфляции в долгосрочной перспективе.
Но этот, один из немногих недостатков, успешно компенсируется тем, что эти 7% будут гарантированно начислены, а вся сумма — стабильно находиться на лицевом счете. При этом застрахованное лицо может не волновать риск банкротства данного субъекта пенсионной системы страхования или лишение его лицензии.
Достоинства негосударственных субъектов пенсионного страхования
В прежние времена, когда распоряжение пенсионными накоплениями происходило монопольно посредством государственного фонда, доля страховых выплат составляла 22 процента от полученного застрахованным лицом дохода.
При этом распределение включало перевод накопительной части на счет в размере 16%, и лишь 6% поступало на страховой счет.
Отныне страховая часть пенсии может составлять все 22%, что открывает больше перспектив в плане роста размера пенсионных выплат. Такая возможность предоставляется негосударственными фондами. И это одно из главных их достоинств.
Что касается рентабельности, то она тоже намного выше показателей государственной структуры, и минимальный порог доходности обычно составляет 10% и выше.
Высокая степень инвестиционной рентабельности во многом обусловлена тем, что НПФ не имеют ограничений в выборе инвестиционных фондовых инструментов. Аналогично они обладают большей свободой выбора управляющих компаний, при этом число таких компаний тоже не ограничено. Так соблюдаются принципы диверсификации рисков, что способствует надежности и сохранности пенсионных страховых накоплений граждан.
Неоспоримым преимуществом вкладов в негосударственные ПФ есть наличие договора. В его условиях застрахованное лицо может указать имена правонаследников, которым будет выплачена полностью вся сумма накопительной и страховой частей пенсии в случае его смерти.
К списку рисков при сотрудничестве с этими структурами можно отнести вероятность отзыва лицензии, банкротство вследствие некорректного управления капиталом и прочие риски нерыночного характера.
Однако максимум, что может потерять вкладчик — это некоторую часть процентов. При наступлении подобных рисков государственными структурами создается временное правление, а все клиенты прекратившего деятельность фонда в течение трех месяцев получают свои деньги и могут перевести их в другое учреждение.
Что лучше выбрать?
Выбирая государственный или негосударственный фонд пенсионного страхования, стоит принимать во внимание собственные приоритеты. Стремление к большей доходности мотивирует обращаться к услугам НПФ, но соображения практичности и надежности диктуют необходимость сотрудничества с государственным фондом.
Только учитывая собственные приоритеты, можно определить, что лучше — государственный пенсионный фонд или негосударственный.